Романтизм без границ

На субботнем концерте в «Концертгебау»

«Концертгебау» – привычная для нас калька с нидерландского «concertgebouw», что означает просто «концертный зал». Но именно так – «Концертгебау» – мы говорим и пишем, когда имеем в виду название знаменитого концертного зала в Амстердаме («Het Concertgebouw»).

Вместимость Большого зала «Концертгебау» — чуть более двух тысяч человек, а его поистине фантастическая акустика уникальна.

Эта площадка всегда властно притягивала, притягивает и будет притягивать к себе взоры стремящихся выступить на ней музыкантов и мечтающих побывать там меломанов со всего мира. Убедиться в превосходном качестве здешней акустики на собственном опыте, когда каждый нюанс оркестрового звучания доставлял ощущение упоительной неги и эстетической красоты – объемно яркой и тембрально наполненной, – автору этих строк выпало лишь недавно.

Речь идет об одном из концертов субботней дневной серии «NTR ZaterdagMatinee» нынешнего сезона, который состоялся 22 марта. Его начало было запланировано на 14.15, и если не считать, возможно, двух-трех минут заминки, начался он практически без опоздания. Это был концерт Роттердамского филармонического оркестра, а дирижировал им не кто иной как хорошо нам знакомый Валерий Гергиев.

Не могу сказать, что в России на концертах и спектаклях под управлением маэстро мне доводилось бывать нечасто, но, выходит, по-видимому, всё же недостаточно, раз встреча с ним неожиданно произошла и за рубежом.

Программу обсуждаемого концерта под названием «Романтизм без границ» открыла Увертюра к опере Вебера «Вольный стрелок». Продолжил ее Скрипичный концерт «Дерево снов» Дютийё (1916–2013), партию скрипки в котором исполнил австриец Беньямин Шмид, а во втором отделении прозвучала «Фантастическая симфония» Берлиоза.

Интенсивность творческого графика маэстро Гергиева настолько велика,

что создается впечатление, будто он присутствует одновременно в разных точках не только нашей страны, но и всего земного шара. Поскольку мой визит в Амстердам стихийно возник в качестве бонуса к поездке в Антверпен на премьеру постановки «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, то застать Валерия Гергиева в Амстердаме я, конечно же, думал меньше всего, да к тому же еще – за дирижерским пультом Роттердамского филармонического оркестра, в котором пост музыкального руководителя и главного дирижера он занимал с 1995-го по 2008 год. За весь период сотрудничества с этим коллективом в Нидерландах и за их пределами маэстро провел свыше 400 концертов.

В нашей стране Роттердамский филармонический оркестр выступал не так давно – под занавес перекрестного года культурного обмена между Россией и Нидерландами. Последний из двух концертов, состоявшихся по этой линии в Санкт-Петербурге в ноябре прошлого года, также прошел под управлением Валерия Гергиева. Всё это красноречиво говорит о том, что его сотрудничество с роттердамскими «филармониками» в качестве приглашенного дирижера успешно продолжается и по сей день. Более того, обсуждаемый концерт в «Концертгебау» стал третьим в серии исполнения той же самой программы. В предшествующие дни (20 и 21 марта) она была обкатана на двух вечерних концертах в Роттердаме, в концертном зале «Де Дулен» («De Doelen»).

И это было очень кстати, так как сразу же обратило на себя внимание то, что

программа была тщательно отрепетирована, а не слеплена впопыхах, как это частенько в последние годы случается с Валерием Гергиевым в родном отечестве.

Было со всей очевидностью «слышно», что музыканты и дирижер в этот разгулявшийся к концерту солнечный амстердамский день творили настоящее, вдохновенное искусство. Несмотря на то, что между тремя исполнениями программы не было перерыва, а третий дубль в «Концертгебау» игрался хотя и после небольшого, но всё же переезда между городами, никакой усталости и «заигранности» в оркестре не ощущалось и в помине.

Концерты в Роттердаме прошли под коммерческим титлом «Valery Gergiev: Fantastique». И пусть пафос амстердамской афиши был существенно ниже – всего-навсего лишь «Романтизм без границ», – градус ответственности субботнего дневного концерта оказался, несомненно, выше.

Во-первых, сами легендарные стены «Концертгебау» обязывали. Во-вторых, концерты серии «NTR ZaterdagMatinee» всегда идут в прямой трансляции по каналу Radio 4 (NTR – общественная телерадиовещательная компания в системе государственного вещания Нидерландов). В-третьих, свидетелем этого концерта можно было стать и с помощью интернет-канала прямого потокового видео «Live HD» на сайте «Концертгебау», а это, в свою очередь, расширяло охват виртуального присутствия в зале фактически на каждую точку земного шара, где есть выход в Интернет.

Привязка начала концерта ко времени трансляции не дала сработать и негласному «правилу пятнадцати минут»,

к которому Валерий Гергиев успел приучить нас за долгие годы посещения его концертов и спектаклей и которое, как само собой разумеющееся, задержкой перестало восприниматься уже давно.

И всё же, по привычке, на это ожидание я непроизвольно настроился, но и глазом моргнуть не успел, как маэстро уже оказался на подиуме. И в тот же миг целительно-волшебная музыка увертюры Вебера к «Вольному стрелку» – в своей незатейливости и естественности, словно в матово-приглушенном сиянии жемчуга, и в своей романтической изящности и просветленности, словно в живых отблесках загадочного чудодейственного кристалла – вдруг воспарила над красным бархатом обивки кресел в зале и безраздельно завладела моим воображением. Душа странствующего путника, умудрившегося приобрести билет прямо перед концертом, а до этого насмотревшегося в «Rijksmuseum» на полотна Рембрандта, Вермеера и Хальса, обрела свое долгожданное умиротворение и блаженный покой.

После беззаботного гармонического очарования музыки Вебера распутывание иррационально-композиционных нитей-ответвлений «Дерева снов» (1983–1985) Анри Дютийё беззаботным занятием было уже не назвать. По замыслу композитора, на протяжении «сезонной» нон-стоп структуры его сочинения (в нем – четыре части, скрепленные тремя интерлюдиями) эти нити-сны всё более и более усложняются с каждой частью и возобновляются на новом витке формы и тематического развития. Так что после «мимолетного отдыха» на пьесе Вебера

усталому, но счастливому путнику над впитыванием интерпретации сочинения Дютийё пришлось уже изрядно «поработать».

Впрочем, «работа» оказалось довольно интересной и увлекательной – и на это повлияло явное творческое неравнодушие к ней не только дирижера, но и солиста.

Второе отделение концерта с поистине фантастически сыгранной «Фантастической симфонией» Берлиоза стало уже весьма продолжительным романтическим отдохновением.

Вообще, музыка Берлиоза — тот самый репертуарный конек, который всегда удается Валерию Гергиеву на редкость впечатляюще.

Невероятно сильно и практически безотчетно эта музыка захватила и на сей раз. В программной, кажется, просто зримой театральности этой партитуры сочетаются страсть и нежность, безудержные экстатические порывы и акварельная лиричность, тонкие психологические состояния и взрывные кульминации. Но стиль этой музыки всё равно остается чрезвычайно элегантным и изысканным.

И оркестровый баланс между изысканностью музыкальной формы и клокочущей, бушующей темпераментностью программного содержания, поразительно точно найденный дирижером, стал залогом доверия к его интерпретации.

Валерий Гергиев, который иногда любит изрядно «пошуметь» оркестром, на этот раз с роттердамскими «филармониками» «не шумел».

Маэстро всецело был погружен в музыку — в ее нюансы, в ее драматургию, в ее стиль.

Случайно доставшееся мне место на оркестровом подиуме, прямо у органа, эту погруженность дирижера в состояние творческой медитации позволяло видеть на протяжении всего исполнения. Но с высоты сценического подиума, словно я сам находился в оркестре, я видел и до отказа заполненный зал, внимавший этой медитации с затаенным дыханием. И мне невольно подумалось: какое всё-таки счастье, что я это вижу и слышу!

реклама