На гала-концерте «Василий Ладюк и друзья»
Четверо певцов — известных и любимых публикой отечественных оперных исполнителей — собрались вместе, чтобы в один день, в одном концерте и на одной сцене исполнить фрагменты французских и итальянских опер. Этим днем стал весенний, но уже по-летнему теплый день 20 мая. Этим концертом стал гала-концерт под названием «Василий Ладюк и друзья». Этой сценой стала сцена Светлановского зала Московского международного Дома музыки. Спасибо инициатору и вдохновителю проекта Василию Ладюку, ведь
всемирно известному баритону удалось собрать поистине звездный ансамбль.
Заметим, что сам певец, несмотря на его перманентную востребованность за рубежом, твердо хранит верность своему родному театру («Новой Опере»), да и на других московских площадках, к радости многочисленных столичных меломанов, появляется много и часто.
В этой ситуации, казалось бы, обсуждаемый гала-вечер должен был стать одним вечером в череде многих. Однако сумма творческих персоналий, задействованных в этом концерте, оказалась не просто сложением — она создала ту особую музыкальную атмосферу изящества, изысканности и беззаботной легкости, которая сохранится в сердцах меломанов надолго.
В этот вечер вместе с Василием Ладюком мы услышали солистку Большого театра России Анну Аглатову (сопрано) и еще двух солистов театра «Новая Опера» — меццо-сопрано Викторию Яровую и тенора Алексея Татаринцева. И если сказать, что в этот вечер, мы были погружены в атмосферу подлинного музыкального праздника, это прозвучит, конечно, банально, но как об этом еще сказать, если это и было именно так!
Именно в этот раз возникло довольно-таки редкое ощущение, когда рецензент, не забывая о своих «прямых обязанностях по наведению критики», незаметно превратился в благодарного слушателя. И большую роль в этом сыграли не только певцы, но и маэстро Фабио Мастранджело, давно обосновавшийся в России и практически обрусевший уже темпераментный итальянец.
За дирижерским пультом Национального филармонического оркестра России он был нашим весьма сноровистым музыкальным проводником,
на протяжении всего вечера уверенно и самозабвенно погружая в музыкальные эмпиреи не только итальянской, но и французской оперы. К слову, с 2013 года Фабио Мастранджело — приглашенный дирижер «Новой Оперы»: не далее как в январе в ее стенах в рамках «Крещенского фестиваля» он осуществил концертное исполнение «Ромео и Джульетты» Гуно, а в следующем сезоне в ноябре нас ждет с ним уже премьера театральной постановки этой оперы.
Программу обсуждаемого гала-концерта в Доме музыки — и где только раскопали этот восхитительный сладкозвучный раритет? — открыла увертюра к опере Томá «Раймонд, или Секрет королевы» (первое отделение было французским, второе — итальянским). Не знаю, что это за опера и о чем она, но музыка увертюры к ней доставила истинное удовольствие. Ее бесхитростная, почти танцевальная мелодичность просто сотворила чудо, и после такого неожиданного подарка оркестр и дирижер сразу же завоевали публику: их музыкальный блицкриг удался! Другим — уже заведомо беспроигрышным — симфонически-оркестровым номером французского отделения стала популярнейшая «Медитация» из оперы Массне «Таис».
Итальянское отделение подарило не менее приятную встречу с увертюрами к «Дочери полка» Доницетти и «Итальянке в Алжире» Россини.
Вторая пьеса — шлягер известный и часто исполняемый, первая, в принципе, — тоже, но лично я что-то не припомню в своей практике ни одного оперного гала-вечера, на котором бы исполняли эту пьесу Доницетти, не менее кружевную и элегантную, чем прозвучавшая в начале концерта увертюра Томá.
Музыкально-стилистическая чуткость дирижера и его умение находить общий язык с музыкантами оркестра и певцами стали залогом успеха всего концерта. Аккомпанируя солистам, маэстро, кажется, каждого из них не просто любил всей душой, но обожал и боготворил всем сердцем. И певцы шли за дирижером-итальянцем смело, уверенно, раскрепощено, но при этом ни один из них не забывал о специфических вокальных задачах того или иного номера, о музыкально-стилистических особенностях, присущих тому или иному представленному ими персонажу.
Высокий старт вокальному пиршеству вечера исполнением «Вакхической песни» Гамлета из одноименной оперы Томá задал Василий Ладюк.
Его с энтузиазмом и не меньшей уверенностью в исполняемом материале подхватили Алексей Татаринцев и Анна Аглатова, представившие блок номеров из «Ромео и Джульетты» Гуно — каватину Ромео, ариетту (вальс) Джульетты и мадригал Ромео и Джульетты. Именно мадригал из первого акта «Ange adorable — Calmez vos craintes!», а вовсе не какой-то безымянный дуэт, как было объявлено ведущим концерта: как известно, у Ромео и Джульетты в этой опере — два дуэта, а их двухголосный мадригал — один.
Единственным сольным номером, необычайно сочно и «вкусно» исполненным Викторией Яровой во французской части вечера, стала первая ария Далилы «Printemps qui commence» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», и
эмоциональная чувственность певицы сразу же околдовала, запала в душу и сердце.
В медитативной, усыпляющей неге «Баркаролы» из «Сказок Гофмана» Оффенбаха голоса Виктории Яровой (Никлауса) и Анны Аглатовой (Джульетты) сливались в одном сплошном чарующем упоении.
Василий Ладюк и Анна Аглатова представили также финальную сцену Атанаэля и Таис из оперы Массне «Таис». Надо сказать, эту певицу во французском репертуаре я не слышал очень давно, и ее интонационно наполненная, аффектированная фразировка (в том числе и в номерах из «Ромео и Джульетты» Гуно) просто подкупила меня своей естественностью и драматической органичностью.
В завершение первого отделения Василий Ладюк со свойственным ему благородным изяществом и едва заметным ироническим куражом спел «Пляску смерти» Сен-Санса в переложении для баритона, маримбы (соло на которой исполнил Виктор Сыч) и оркестра. Премьерой на обсуждаемом концерте эта весьма эффектная вокально-оркестровая пьеса не была: ранее она уже исполнялась артистом на его творческом вечере в «Новой Опере».
В вокально-репертуарном отношении второе отделение, за исключением романса Марчелло «Angelo casto e bel» из итальянской редакции раритетной оперы Доницетти «Герцог Альба», спетого Алексеем Татаринцевым на поразительно мягкой, прозрачной кантилене, оказалось достаточно традиционным.
Алексей Татаринцев и Василий Ладюк заставили вволю повеселиться,
благодаря артистически тонко разыгранному ими и стилистически безупречно спетому дуэту Неморино и Белькоре из «Любовного напитка» Доницетти. В знаменитой сцене и рондо Изабеллы «Amici, in ogni evento ... Pensa alla patria» из второго акта «Итальянки в Алжире» Россини Виктория Яровая предстала подлинно россиниевской певицей, покорив технической оснащенностью, богатством вокальной фактуры, выразительностью нижнего регистра, полетностью голоса на верхней границе диапазона партии.
Финальным разделом программы предстали фрагменты из «Севильского цирюльника» Россини,
и тон здесь также задал Василий Ладюк, феерически виртуозно исполнив запетую до дыр каватину Фигаро: поют-то ее многие, но немногие, в число которых попадает и наш великолепный баритон, делают это стилистически адекватно и музыкально убедительно.
В двух следующих номерах Розина как оперный персонаж претерпела раздвоение: каватину Розины блестяще исполнила Анна Аглатова, а в дуэте с Фигаро, прозвучавшем следом, Розиной предстала уже Виктория Яровая. Оба вокальных портрета Розины оказались по-своему хороши, но меццо-сопрановое звучание этой партии представляется «аутентичным» в гораздо большей степени.
Заключительным номером из «Севильского цирюльника» стал дуэт Фигаро и Альмавивы — Василия Ладюка и Алексея Татаринцева, но в бисовой части вечера, когда к этим певцам вновь присоединилась Розина — Виктория Яровая, прозвучал и терцет Розины, Альмавивы и Фигаро.
Пиршество комических эскапад закончилось лишь тогда, когда всем квартетом певцов был великолепно представлен «Кошачий дуэт» Россини.
Каких только вариантов его исполнения ни придумывает фантазия музыкантов, но в раскладке на четыре голоса мне приходится слышать его впервые. И это было настолько занятно и увлекательно, необычно и стильно, что сию версию исполнения я, пожалуй, даже канонизировал и закрепил бы на практике.
На фото: Василий Ладюк. Автор фото — Д. Кочетков