Елена Заремба: вечер из цикла «Учитель и ученики»
Традиция проводить музыкальные вечера в цикле «Учитель и ученики» родилась в Центре оперного пения Галины Вишневской недавно, следовательно, она совсем еще молодая. Однако, похоже, подобный формат публике полюбился.
Один из таких вечеров был связан с именем педагога по вокалу Елены Зарембы и ее классом. Он состоялся 26 декабря, практически в канун Нового года. Оказавшись на этом концерте, я увидел заполненный до отказа зал, услышал явно доброжелательную – прямо как на конкурсе! – реакцию публики на выступления певцов, лишь начинающих делать свои первые робкие шаги в профессии и, конечно же, стал свидетелем того грандиозного успеха, что выпал на долю самóй Елены Зарембы.
Во втором отделении знаменитая певица представила изысканнейшую французскую программу камерной музыки,
и пусть не удивляет то, что среди имен композиторов, сочинения которых прозвучали, значилось также имя Петра Чайковского (1840–1893). Все станет ясным, если сказать, что в программу мини-концерта Елены Зарембы наряду с вокальными миниатюрами Анри Дюпарка (1848–1933), Габриеля Форе (1845–1924) и Шарля Гуно (1818–1893) вошла также подборка из шести романсов Чайковского на стихи французских поэтов.
То, что среди обширнейшего романсового наследия композитора есть и опусы, написанные на французские тексты, факт, конечно, известный, однако такую значительную их подборку лично мне в живом исполнении удалось услышать впервые.
И это был, несомненно, прекрасный творческий ход, ведь явно раритетные для нас опусы Чайковского на языке их оригинала прозвучали в год, когда мы отметили 175-летие со дня рождения величайшего русского гения. Только язык оригинала, облаченный в вокальные звучности истинно большим мастером, и способен по-настоящему раскрыть саму душу такого рода камерной музыки, дать возможность ощутить ее восхитительно тонкий, рафинированный аромат.
Собственно, это в исполнении Елены Зарембы мы и нашли, но в этот вечер не менее важным было и связующее звено музыки – аккомпанемент. Со своим концертмейстером Антониной Кадобновой певица неразлучна уже не первый год: с ней она делает все свои концертные программы, с ней же ведет свой класс в Центре оперного пения Галины Вишневской.
Антонина Кадобнова — музыкант обстоятельный и чуткий.
Ее профессиональное мастерство не раз уже доказывало себя в концертных «боях», а в этот вечер к молодым певцам она была, кажется, особо внимательной.
Но не все из учеников певицы смогли в этот вечер раскрыть себя должным образом. Памятуя, что и сама Елена Заремба перед началом концерта призвала нас не быть к ее питомцам слишком строгими, скажу лишь о том, что вызвало мой уверенный оптимизм. Довольно интересными предстали вокальные заявки, сделанные басами – совсем еще молодым Денисом Велевым в арии Зарастро «O Isis und Osiris» из «Волшебной флейты» Моцарта и, в особенности, Михаилом Бирюковым в арии Гремина из «Евгения Онегина» Чайковского.
Из женских голосов также назову двоих – сопрано Татьяну Снигиреву и меццо-сопрано Алену Абрамову, но внимание они заставили обратить на себя пока только самими своими голосами – их довольно богатой природой и запоминающейся тембральной фактурой.
Над стилистикой же исполненного репертуара им надо еще много и упорно работать.
Алене Абрамовой – над подвижностью, интонированием и фразировкой в музыке Россини (ария Изабеллы «Cruda sorte!» из «Итальянки в Алжире»). Татьяне Снигиревой – над индивидуальностью музыкальной нюансировки и донесением до слушателя образно-романтического контекста таких разных по стилю и аромату произведений как ария Елизаветы «Dich, teure Halle» из «Тангейзера» Вагнера и «Время сирени» («Le Temps des lilas») из «Поэмы о любви и море» Шоссона.
Вместе с тем трактовка этими певицами знаменитой баркаролы «Belle nuit, ô nuit d’amour» – дуэта Джульетты и Никлауса из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, – несмотря не некий пережим звуковой подачи, оказалась вполне стильной и «вкусной».
Голос же главной виновницы торжества Елены Зарембы, благодаря его сочной обертональной наполненности и эмоциональной свежести звучания, не теряет своей завораживающей привлекательности и сегодня. Так что во втором отделении концерта глубокий и страстный вокальный посыл певицы вместил в себя, кажется, целую жизнь, воплощенную в лирически-вербальных образах камерной фактуры. И подлинно щедрым пиршеством для гурманов от музыки как раз и стали уже названные «Шесть французских романсов» Чайковского (op. 65), которые, несомненно, могут претендовать на главное открытие вечера.
Это «Серенада» на слова Э. Тюркети, «Слезы» на слова А. Бланшкот, а также четыре романса на слова П. Коллена («Разочарование», еще одна «Серенада», «Пускай зима», «Чаровница»). Если не знать, что они написаны Чайковским, ни за что бы не догадаться, настолько по своему шарму и изящности эта музыка – просто типично французская!
Второй репертуарный блок — четыре миниатюры:
«Прошлая жизнь» и «Грустная песня» Дюпарка на слова Ж. Лаора и Ш. Бодлера соответственно, «Пробуждение» Форе на слова Р. Бюссина и «Раскаяние» Гуно на слова самогó композитора.
И если музыкальная эстетика Дюпарка и Форе одной ногой стоит в XIX веке, а другой – в XX веке, то «Раскаяние» Гуно снова возвращает нас в эстетику XIX века, к французским романсам Чайковского, стилистически очень похожим ведь на него!..
В качестве первого биса прозвучал прелестный романс Полины Виардо-Гарсиа «Ай, люли!» на слова Ксавье де Местра, а третьим – известный вальс Франсиса Пуленка «Дороги любви», уже образец музыки начала 40-х годов XX века, припев которого вышедшие на сцену ученики Елены Зарембы дружно подхватывали хором.
А между этими номерами прозвучала немеркнущая хабанера Кармен из одноименной оперы Бизе, коронный номер певицы, в котором после стилистического изящества исполненных ею камерных миниатюр мы пленились обжигающе чувственной экспрессией французской лирической оперы.
Сегодня как потрясающая певица и актриса своим вдохновенным творчеством Елена Заремба сказала в оперном жанре далеко еще ведь не всё,
но камерный пласт ее репертуара значим для нас не менее.
Вокальная камерная миниатюра – жанр особый: для исполнения этой музыки, лишь на первый взгляд кажущейся простой, требуется богатый жизненный опыт и огромный музыкантский потенциал. И Елена Заремба – одна из тех художников, которые этому требованию соответствуют в полной мере.
В камерной вокальной музыке сегодня ей есть, что сказать своему слушателю, и нынешний вечер в Центре оперного пения Галины Вишневской лишь подтвердил это в очередной раз.
В канун Нового года хочется верить в лучшее и загадывать желания.
И у меня их, конечно же, много, но одно из них как раз и возникло на обсуждаемом концерте. После выхода на фирме «Мелодия» аудиоальбома с записями русских романсов в исполнении Елены Зарембы, так и хочется загадать, чтобы в Новом году появился и аналогичный альбом с французской музыкой, куда могли бы войти и французские романсы Чайковского, и романсы (песни) французских композиторов XIX–XX века.
Если добавить к ним тройку тематически близких по музыкальной эстетике опусов – ту же хабанеру из «Кармен», «Слезы» Шарлотты из «Вертера» Массне, а также прозвучавшее в первом отделении «Время сирени» Шоссона – и записать их именно в клавирном варианте, мог бы получиться весьма необычный, интереснейший проект! И в этом я нисколько не сомневаюсь!