К 25-летию московского театра «Новая Опера»
Четверть века творческой деятельности – срок для музыкального театра вполне внушительный, поэтому к празднованию сего важного исторического отсчета «Новая Опера» отнеслась со всей ответственностью. И ответственность эта, несомненно, была обусловлена еще и тем, что 19 января нынешнего года мы отметили 70-летие со дня рождения основателя театра Евгения Колобова (1946–2003). Уже сам финальный аккорд последнего Крещенского фестиваля, прошедшего в январе-феврале и обращенного к теме оперных двойников, – весьма необычный по своей целевой программности концерт – стал посвящением памяти выдающегося маэстро-дирижера. Но и грандиозный гала-концерт по случаю 25-летия театра, состоявшийся 22 марта, не поразить и не удивить своей масштабностью и основательностью также, безусловно, не мог.
Театр «Новая Опера», поначалу не имевший своей стационарной площадки, был рожден как пространство для новых музыкальных экспериментов, как лаборатория неожиданного и нетрадиционного для столицы оперного репертуара. Одной из первых его постановок, на многие годы ставшей визитной карточкой коллектива, явилась «Мария Стюарт» Доницетти в оригинальной компоновке и собственной оркестровке основателя театра Е. Колобова. Но и такие раритетные постановки первых лет, как «Двое Фоскари» Верди, «Валли» Каталани и «Гамлет» Тома – постановки, которых наряду с «Марией Стюарт» сегодня в репертуаре уже нет, – в музыкальной летописи Москвы стали событиями не менее значимыми.
Того театра, что был создан Евгением Колобовым, давно уже нет, да и по всем объективным законам стремительно меняющейся, отнюдь не застывшей на месте жизни этого, в принципе, и быть не может. И вопрос о том, хорошо это или плохо, в повестке дня вовсе не стоит. Главное, что при Колобове был создан тот музыкальный задел, который сегодня дает театру все основания развиваться дальше. Без проблем и трудностей не бывает в любом театре: так было и при руководстве самим Колобовым, так было и при фактическом руководстве его наследниками, так есть и сейчас при нынешнем руководстве. Слава богу, что последняя весьма драматичная смена руководства не привела театр к творческому раздраю. Слава богу, что из весьма болезненного конфликта наследников с нынешним руководством театр вышел жизнеспособным, окрепшим, творчески возмужавшим.
Абсолютно принять позиции обеих сторон-соперников сложно, но и не принимать доводы каждой из них также нельзя. У каждой была своя правда и свое стремление сделать театр лучше. У каждой были как бесспорные творческие достижения, так и просчеты (и организационные, и творческие, и стратегические, и тактические). Но сегодня, когда страсти улеглись, а взаимные обвинения сторон остались в прошлом, уверенно можно сказать, что в нынешней «Новой Опере» творческий позитив всё же преобладает, хотя однозначно белыми красками нарисовать картину сегодняшнего дня этого театра невозможно, ведь на то он и театр со всеми его творческими бурями и подводными течениями. Другого существования сама природа театра не приемлет: если творчество впадает в штиль, театр просто умирает.
Но то, что происходит в театре сегодня, у автора этих строк, являющегося в его стенах завсегдатаем, вызывает вполне устойчивый, вполне уверенный оптимизм, хотя это вовсе и не значит, что все критические стрелы переломаны и навсегда выброшены на свалку истории. Главное, что есть жизнь, есть развитие. Пусть и с ухабами да с перекатами, но это жизнь, а вовсе не смерть, не творческий штиль. Вспомним совершенно провальные постановки недавнего времени – «Свадьбу Фигаро» Моцарта и «Пиковую даму» Чайковского. К счастью, театр нашел в себе силы трезво взглянуть на вещи – сегодня этих постановок просто нет в репертуаре. Но зато, если говорить о постановках последних лет, в театре появились такие бесспорные постановочные шедевры как «Тристан и Изольда» Вагнера, «Ромео и Джульетта» Гуно и «Саломея» Рихарда Штрауса.
Очень часто театр упрекают в том, что сегодня он скатился на концертные исполнения опер в ущерб полноценным театральным постановкам. Но при сомнительном уровне режиссуры, процветающем в современном мировом оперном театре, именно концертные исполнения опер как раз и являются для меломанов свежими глотками незамутненного музыкального воздуха, особенно, если речь идет о западноевропейском репертуаре. Конечно, не всегда эти исполнения могли претендовать на стилистически точные и безупречные интерпретации. Конечно, на этом благодатном поприще были и определенные пробуксовки стиля, но если бы не эта политика театра, мы бы никогда не услышали в Москве ни «Таис» Массне в оригинальной французской версии, ни его же «Иродиаду». Не услышали бы ни «Ломбардцев» Верди, ни его «Жанну д’Арк». Не услышали бы ни «Капулети и Монтекки» Беллини, ни «Цыган» Леонкавалло… Последний раритет, исполненный на Крещенском фестивале этого года, стал просто подлинной сенсацией! Так что линия на концертные исполнения абсолютно себя оправдала…
В фойе театра к его четвертьвековому юбилею была приурочена фотовыставка «Новая Опера: 25 лет – 25 опер». В путешествие по страницам тех же самых опер, представленных не в порядке появления их постановок, а по принципу жанрового контраста, пригласила и насыщенная программа гала-концерта в трех отделениях. За дирижерским пультом весь вечер находился Евгений Самойлов, старейший дирижер труппы: театр был основан в 1991 году, а маэстро пришел в него в 1993-м. На самом деле в юбилейном концерте мы услышали фрагменты из 26 спектаклей. Номер из «Аиды» Верди, звучавшей в этом театре лишь в концертном формате, предложил добавить в программу вечера дирижер. И это вселило надежду на то, что существующая в театре традиция перерастания концертных исполнений в постановки распространится и на это название.
Понятно, что число оперных постановок, родившихся на этой сцене за четверть века, не считая разнообразных концертных программ, конечно же, существенно превышает 25. Но всё вместить в один вечер было просто нереально: с двумя антрактами концерт и так растянулся более чем на 4 часа! Его программа распалась на три блока – массовые сцены с участием солистов и хора, сольные и дуэтные вокальные номера, а также довольно емкий оркестрово-симфонический пласт. Зачастую солисты (кто-то из них – участники былых премьер) и артисты хора выходили к публике в сценических костюмах, так что даже в условиях гала-концерта аромат театральности всё же ощущался.
Был в этом концерте и один особый номер – оркестрово-инструментальный. Адажио из Фортепианного концерта № 23 Моцарта, включенного в партитуру знаменитого авторского спектакля В. Васильева – Е. Колобова «О Моцарт! Моцарт…», прозвучало как посвящение памяти коллег по театру, ушедших из жизни за эту четверть века (солистка – Екатерина Маклярская). В сцене коронации из «Бориса Годунова» Мусоргского в партии Бориса впечатлил мощный опытный бас Виталий Ефанов. Партию Галицкого в сцене его терема из «Князя Игоря» Бородина вполне убедительно провел молодой бас Дмитрий Орлов. Дуэт философов из «Школы жен» Мартынова забавно отыграла пара контратеноров Владимир Магомадов (Клефистон) и Артем Крутько (Стиф).
Не менее эффектно были представлены финал I акта из «Итальянки в Алжире» (как часть концертного дивертисмента «Россини») и сцена-молитва с хором из «Сельской чести» Масканьи (Сантуцца – Ирина Морева). Контрастные стилистические краски внесли в программу терцет из I акта «Нормы» Беллини (Норма – Татьяна Печникова, Поллион – Александр Скварко, Адальджиза – Галина Бадиковская) и ансамблевая сцена с вальсом Мюзетты из «Богемы» Пуччини (Мюзетта – Екатерина Миронычева). В хоровом зачине «Травиаты» с неувядающей застольной на сей раз вышли сразу четыре Виолетты и четыре Альфреда, но на волне ностальгии более всего захватила сцена двух королев и финал I акта из «Марии Стюарт» (Мария – Эльвира Хохлова, Елизавета – Маргарита Некрасова). Фирменный стиль Хора «Новой Оперы» пленительный хор плененных иудеев из «Набукко» Верди высветил особенно сильно (хормейстеры – Наталья Попович, Марина Василькова и Андрей Лазарев).
В этот вечер на долю дирижера выпали и рельефные контрасты симфонического музицирования: оркестр порадовал вступлением к III акту «Лоэнгрина» Вагнера, танцем семи покрывал из «Саломеи» Р. Штрауса и увертюрой к «Руслану и Людмиле» Глинки. В зачет тематики вечера пошли знаменитый квартет из «Риголетто» Верди (Ирина Боженко, Андрей Борисенко, Александр Богданов, Татьяна Табачук), ария Валли (Ольга Терентьева), романс Демона из одноименной оперы Рубинштейна (Анджей Белецкий), ария Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини (Галина Королева) и сцена смерти Изольды из «Тристана и Изольды» Вагнера (Елена Поповская). Песенку Стефано из «Ромео и Джульетты» Гуно вполне стильно представили на два голоса Анна Синицына и Валерия Пфистер.
Но истинно меломанское удовольствие доставили другие номера – три арии и три дуэта. Это арии Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского (Алексей Неклюдов) и Грязного из «Царской невесты» Римского-Корсакова (Андрей Бреус), а также плач Дидоны из «Дидоны и Энея» Пёрселла (Юлия Меннибаева). Это дуэты Адины и Дулькамары из «Любовного напитка» Доницетти (Ирина Костина и Владимир Кудашев), Амнерис и Радамеса из «Аиды» (Анастасия Бибичева и Сергей Поляков), а также Альмавивы и Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини (Сергей Романовский и Василий Ладюк).
Если за четыре часа прожить четверть века было невозможно, то этого времени вполне хватило на то, чтобы сделать важный вывод: сегодняшняя «Новая Опера» – один из наиболее успешных и динамично развивающихся музыкальных театров столицы. Без «Новой Оперы» сегодняшнюю культурную жизнь Москвы представить уже невозможно! Юбилейный гала-концерт как раз и был назван «Первая четверть [века]». А раз четверть, то в конце нее необходимо выставить оценку. По бальной системе сделать это невозможно: искусство оперы – субстанция для подобной затеи неподходящая. Однако, сложив все плюсы с минусами, дать оценку на уровне благодатности музыкальных впечатлений, которые подарила «Новая Опера» за четверть века своего существования, пожалуй, всё же можно. И речь здесь идет, в целом, об оптимизме и завоеванном театром за четверть века доверии, с которыми публика каждый раз неизменно приходит в уютный зал в саду «Эрмитаж» в Каретном ряду. Без оптимизма и зрительского доверия привычных аншлагов здесь просто бы не было. Для сохранения же этого настроя на следующую четверть века у театра сегодня есть все необходимые для этого предпосылки!
Фото: Даниил Кочетков