Casta Diva — 2015/2016: премии вручены

Игорь Корябин, 10.10.2017 в 00:09

Фото: Apriori Arts Agency

На торжественной церемонии награждения и концерте лауреатов

Торжественная церемония награждения и концерт лауреатов российской оперной премии CASTA DIVA за 2015 и 2016 годы прошли 6 октября 2017 года в Московском музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (в концертной программе также приняли участие и лауреаты прошлых лет). Дата события была выбрана неслучайно: этот день принято считать днем рождения оперы как нового музыкально-театрального жанра, победно заявившего о себе и начавшего уверенно покорять мир. Ровно 417 лет назад (6 октября 1600 года) в Палаццо Питти во Флоренции на придворных торжествах по случаю заочного венчания французского короля Генриха IV с Марией Медичи (племянницей великого герцога Тосканского Фердинандо I Медичи) впервые была представлена опера «Эвридика» композитора Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини. В основу ее сюжета легли книги X и XI «Метаморфоз» Овидия, и это самый ранний из дошедших до нас образцов старинной оперы.

В последнее время всевозможных музыкальных премий в нашей стране появилось довольно много, но как спецпроект в области оперы CASTA DIVA одна. Воплощенная в бронзовой статуэтке скульптора Пааты Мерабишвили (символе оперы в виде изящной женской фигурки), она существует с 1996 года, однако заявляла о себе нерегулярно – не каждый год. Любая премия – это всегда узкий круг экспертов со своим субъективным мнением. Это и не плохо, и не хорошо – это просто неизбежная данность. Если вокальные номинации 2015 и 2016 годов, абсолютно никаких сомнений не вызывают, то получившие премии оперные события этих же лет – всего лишь отражение тенденции наших дней, когда оперные традиции явно пытаются объявить «вне закона», а на их место с каждым годом всё увереннее приходит псевдоискусство. В традициях ничего ведь плохого нет, а те «модные», но тупиковые пути оперы, что мы наблюдаем сегодня, – лишь проекция на творческую сомнительность или, что то же самое, завышенную «гениальность» самих художников театра – режиссеров, сценографов, костюмистов и даже порой дирижеров.

В жюри премии – президент Фонда поддержки оперного искусства CASTA DIVA Михаил Мугинштейн (председатель), а также критики Нора Потапова, Елена Третьякова, Юлия Бедерова, Екатерина Бирюкова и Петр Поспелов. Учредители премии – Гуманитарный университет и Центр музыкального театра при нём (Екатеринбург), Гуманитарный и политологический центр «Стратегия» (Москва), издания «Культура», «Экран и сцена», «Литературная газета», «Музыкальная академия», «Петербургский театральный журнал», «Мариинский театр» и Радио «Орфей».

По итогам 2015 и 2016 годов в номинации «Событие года» награждены:

• постановка оперы «Роделинда» Г. Ф. Генделя. Большой театр России (2015). Совместная постановка с Английской национальной оперой (Лондон). Музыкальный руководитель и дирижер – Кристофер Мулдс. Режиссер – Ричард Джонс. Сценограф – Джереми Герберт. Режиссер по возобновлению – Донна Стиррап. Художник по костюмам – Ники Джиллибранд. Художник по свету – Мими Джордан Шерин. Режиссер по пластике – Сара Фейхи;

• постановка оперы «Травиата» Дж. Верди. Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского (2016). Совместная постановка с Unlimited Performing Arts (Дания), Landestheater Linz (Австрия) и Théâtres de la Ville de Luxembourg (Люксембург). Музыкальный руководитель и дирижер – Теодор Курентзис. Режиссер, сценограф и автор светового решения – Роберт Уилсон (США). Сорежиссер – Никола Панцер (Германия). Сценография и реквизит – Стефани Энгелн (США). Костюмы и грим – Yashi (Германия). Соавтор световой партитуры – Джон Торрес (США). Хормейстер-постановщик – Виталий Полонский.

По итогам 2015 и 2016 годов в номинации «Певица/Певец года» награждены:

• сопрано Наталья Мурадымова (Медея в опере «Медея» Л. Керубини, итальянская редакция с речитативами, Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 2015);

• бас Дмитрий Ульянов (Иван Хованский в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского, Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 2015);

• сопрано Татьяна Сержан (Леди Макбет в опере «Макбет» Дж. Верди, Цюрихская опера, 2016; Амелия и Леонора в операх «Симон Бокканегра» и «Трубадур» Дж. Верди, Мариинский театр, 2016);

• бас Ильдар Абдразаков (Мефистофель в опере «Фауст» Ш. Гуно, Зальцбургский фестиваль, 2016; Филипп II в опере «Дон Карлос» Дж. Верди, Большой театр России, 2016; Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль в опере «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 2016).

За многолетнее служение театру в номинации «Кавалер оперы» награжден:

• баритон Дмитрий Хворостовский (2016).

Помимо исполнителей-лауреатов, в концертной программе церемонии награждения приняли участие певцы, представившие четверку театров, становившихся лауреатами премии CASTA DIVA в разные годы. Так, Большой театр России, кроме «Роделинды», удостаивался премии за «Евгения Онегина» П.И. Чайковского (2006), «Воццека» А. Берга (2009) и «Кавалера розы» Р. Штрауса (2012). Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, кроме «Травиаты», – за «Королеву индейцев» Г. Пёрселла (2013). Екатеринбургский театр оперы и балета – за «Сатьяграху» Ф. Гласса (2014). Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко – за «Богему» Дж. Пуччини (1996) и «Пеллеаса и Мелизанду» К. Дебюсси (2007). Но от этого театра на торжественной церемонии и концерте лауреатов также был и оркестр: под управлением Андрея Лебедева (дирижера Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова) в этот вечер он звучал на редкость собранно и рафинированно изысканно.

Несомненным украшением концертной программы стали выступления меццо-сопрано Надежды Бабинцевой (солистки Екатеринбургского театра оперы и балета) и тенора Олега Долгова (солиста Большого театра России). Сольно первая исполнила арию Любаши из второго акта оперы Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» и романс Сантуццы из оперы П. Масканьи «Сельская честь», второй – ариозо Германа из первого акта оперы П.И. Чайковского «Пиковая дамы» и знаменитую арию Калафа из третьего акта оперы Дж. Пуччини «Турандот». Наконец, дуэт этих исполнителей представил заключительную сцену Кармен и Хозе из оперы Ж. Бизе «Кармен». Высокий профессионализм и культура пения отличали обоих певцов, но если в звучании тембрально богатого и чувственного голоса Надежды Бабинцевой проступал эмоциональный драйв, то «спокойные» и ровные трактовки драматических образов, предложенные лирико-драматическим тенором Олегом Долговым, оставляли ощущение явной недосказанности, хотя и довольно красивой.

В отношении сопрано Надежды Павловой (солистки Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского) смело можно сказать, что ее выступление на церемонии, пользуясь терминологией премии CASTA DIVA, стало событием вечера – наиболее ярким и ошеломляющим. Ария Виолетты, завершающая первый акт «Травиаты», на всех концертах давно запета до дыр, но ее стилистически точная, техничная и драматически полновесная интерпретация, представленная пермской солисткой, заставила думать, что мы словно услышали этот опус Верди впервые – впервые за долгое время на таком высоком уровне после однообразной череды среднестатистических дежурных трактовок. Индивидуальность певицы, ее феноменальное ощущение музыкальной вердиевской фактуры очевидны. И пусть по версии премии CASTA DIVA пермская «Травиата» стала событием прошлого года, всё же досадно, что исполнительница главной партии в ней певицей года не названа. Как ни крути, а опера – это не интеллектуальные экзерсисы Роберта Уилсона, на которого в нашей стране давно уже очень модно молиться, как на икону, а певцы, без которых этих экзерсисов просто бы не было.

С почетным гостем церемонии, тенором Алексеем Татаринцевым, Надежда Павлова представила дуэт Виолетты и Альфреда, в опере предшествующий прозвучавшей арии. Еще одним почетным гостем стал баритон Василий Ладюк. Оба певца (тенор и баритон) – солисты Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова и приглашенные солисты Большого театра России. В этот вечер в сольном зачете один исполнил арию Рудольфа из оперы Дж. Пуччини «Богема», другой – арию Роберта из оперы П.И. Чайковского «Иоланта». В интерпретации тенора и баритона из «Богемы» прозвучал также дуэт Рудольфа и Марселя. Выступление почетных гостей привнесло в церемонию награждения премией дополнительные музыкальные краски и звучание прекрасных фактурных голосов.

Заявленные в программе вечера куплеты Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст» в исполнении баса Дмитрия Ульянова (солиста Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, лауреата премии CASTA DIVA в номинации «Певец года» за 2015 год) мы так и не услышали. И это понятно: у певца образовалась веская уважительная причина – ангажемент на партию Генерала опере С.С. Прокофьева «Игрок» в октябрьской серии новой постановки на сцене Венской государственной оперы (4–20.10.2017).

Зато меломанам был приготовлен поистине царский подарок – выступление всемирно известного баритона Сергея Лейферкуса (лауреата премии CASTA DIVA в номинации «Кавалер оперы», присужденной ему в 2008 году). Творческое долголетие певца просто поражает! Сохранив благородство тембра, он по-прежнему пленяет врожденной музыкальностью, артистизмом, тонким мастерством психологической фразировки. И всё же выбор им для этого вечера заведомо драматического репертуара на данном этапе его и по сей день успешно продолжающейся карьеры весьма удивил… В этом репертуаре штрихи forte c мощными драматическими «ходами наверх» оказались отчетливо дезавуированными… Речь, прежде всего, об известном монологе Яго из второго акта «Отелло» Дж. Верди, а ведь когда-то эта «партия партий» была одной из коронных в обойме певца!

В дуэте Аиды и Амонасро из оперы Дж. Верди «Аида», прозвучавшем в ансамбле с сопрано Натальей Мурадымовой (солисткой Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, лауреатом премии CASTA DIVA в номинации «Певица года» за 2015 год), прославленный баритон предстал намного эффектнее и убедительнее. А Наталья Мурадымова, обладательница большого и сильного драматического голоса, словно мощным музыкальным залпом эмоционально ярко и технично метко выстрелила из стилистически разноплановой вокальной обоймы. Кроме вышеназванного вердиевского дуэта, она блестяще исполнила арию Елизаветы из второго акта «Тангейзера» Р. Вагнера, арию Медеи (фрагмент большой сцены) из финала одноименной оперы Л. Керубини и – под занавес вечера снова с Сергеем Лейферкусом – даже дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта. Церлина – партия для легкого голоса, и амплуа певицы она, однозначно, не свойственна, но в программе церемонии награждения премией CASTA DIVA второй совместный номер сопрано и баритона поставил поистине восхитительную и запоминающуюся финальную точку!

Фото: Apriori Arts Agency

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть