В немеркнущем блеске короны бельканто…

Неувядающая Эдита Груберова: 50 лет на сцене

В этом сезоне Эдита Груберова отмечает 50-летие сценической деятельности, и ее юбилейные концерты запланированы в ряде европейских оперных театров. Знаменитая певица, в жилах которой течет венгерская (по матери) и немецкая (по отцу) кровь, родилась в Братиславе. В России она никогда не пела, но для отечественных меломанов это имя – такое же святое и почитаемое, как имена ушедших от нас Беверли Силлз и Джоан Сазерленд. В 80–90-е годы над записями опер бельканто как в исполнении этих легенд, так и в трактовках знаменитой лирико-колоратуры из Словакии, с восторгом затаив дыхание, медитировало не одно поколение почитателей высокого искусства красивого пения.

В послужном списке певицы – триумфы на сценах наиболее значимых оперных домов Европы и Америки (в частности – нью-йоркской «Метрополитен-опера», лондонского «Ковент-Гарден» и миланского «Ла Скала»). И всё же как филиграннейшая мастерица бельканто широкое мировое признание певица получила не на родине этого жанра, а в странах немецкоязычного ареала – в Германии, Австрии и Швейцарии, поэтому вовсе не случайно, что в этом сезоне юбилейные концерты певицы пройдут на таких важных для ее карьеры сценах, как Цюрихская опера (18 февраля), Венская государственная опера (23 июня) и Баварская государственная опера в Мюнхене (3 июля).

К числу наиболее значимых для певицы театров относится и Немецкая опера в Берлине (Deutsche Oper Berlin). На ее сцене юбилейный концерт примадонны assoluta состоялся 29 ноября (4 декабря прошел повторный дубль). Нынешние впечатления связаны с первым концертом, и главное потрясение от него – то, что при неизбежных возрастных изменениях голоса звучание певицы удивительным образом сохранило и уникальную обертонально-чувственную фактуру, и неповторимое тембральное очарование. Безусловно, по записям, особенно студийным, всегда создается во многом идеализированный образ исполнителя. И когда после долгого вожделения вдруг слышишь певца в зале, всегда надо быть готовым к тому, что живые впечатления и аудиовосторги – далеко не одно и то же.

Впервые попасть под магию живого звучания голоса Эдиты Груберовой автору этих строк довелось лишь на позднем этапе ее карьеры: в 2005 году это была поистине незабываемая «Норма» Беллини в Венской опере, а в 2011-м – две оперы Доницетти: «Анна Болейн» в барселонском театре «Лисеу» и «Роберто Деверо» (партия Елизаветы Тюдор) в Польской национальной опере (в Вене и Варшаве – в форме концертных исполнений). Уже в 2005 году при сохранении полетности голоса, феноменальной колоратурной техники и красивого звучания верхних нот певицу подводило озвучивание фрагментов, требующих драматического наполнения, привлечения красок нижнего регистра в той мере, в какой это необходимо и для репертуара бельканто.

Это несколько снизило общий уровень впечатлений и на сей раз в Берлине, особенно финал «Травиаты» Верди, хотя с задачами подобного «драматического бельканто» на пике своей карьеры певица справлялась весьма успешно. Несколько подсокращенная выборка включила в себя и декламацию «Teneste la promessa», и арию Виолетты «Addio del passato», и ее дуэт с Альфредом «Parigi, o cara», и финальную речитацию главной героини. В отчаянно-страстной, разрывающей душу мелодике романсовой арии (досадно, что был спет всего лишь один куплет!) почувствовать фирменную груберовскую кантилену, плениться тонкими изгибами его интонаций и фразировки удалось на все сто процентов. В этом фрагменте вполне сноровистыми «помощниками» певицы оказались Мэтью Ньюлин (Альфред), Маркус Брюк (Жермон), Николь Хаслет (Аннина) и Эндрю Харрис (Доктор).

Стихия, родственная бельканто, – проверенный временем классицизм Моцарта. И две арии композитора – меланхолично-спокойная ария Констанцы «Traurigkeit ward mir zum Lose» из «Похищения из сераля» и заметно более нервная, взвинченная ария Донны Анны «Crudele! Ah no, mio bene! … Non mi dir bell’idol mio» из «Дон Жуана» – поразили необычайно тонкой, изысканной филировкой, подкупили искренностью, теплотой музыкального наполнения, интонационной чувственностью. При этом выбор еще одной пьесы Моцарта – арии Электры «D’Oreste, d’Ajace» из «Идоменея» – удивил. Эта ария при известной голосовой подвижности требует большого и масштабного драматического наполнения, поэтому, как и финал «Травиаты», она также несколько «просела». Но такому опытному мастеру, как Эдита Груберова, удалось «перехитрить» за счет технических «приемов отвлечения» эту не слишком дружественную к сегодняшним возможностям певицы арию!

Последним номером заявленной программы стала финальная сцена Елизаветы, но не вся, а завершающий вокальный монолог со слов «Quel sangue versato al cielo s’innalza» (реплики других персонажей и полагающееся хоровое сопровождение были опущены). Финал этой эффектной «возрастной» партии романтического бельканто – смерть главной героини, но на сей раз смерть в опере королевы Англии Елизаветы I приносит самое сильное за весь юбилейный вечер торжество жизни. И это закономерно, ведь из тонких, но прочных музыкальных нитей жизни как раз и соткано всё высокое искусство итальянского бельканто. Для финальной сцены Елизаветы в голосе певицы легко нашлись и достаточная драматическая аффектация, и восхитительно ажурная выделка эмоциональных нюансов.

Эта сцена с новой силой заставила задуматься о том, что, в сущности, бельканто – всего лишь вокальное совершенство голоса, и ничего больше. Это способность выразить чувства и страсти красивым пением, и ничем более. Как скупа эта формула в теории, и как много нужно для того, чтобы воплотить ее на практике! От сегодняшней царственной Эдиты Груберовой ожидать звучания, которое она демонстрировала на пике своей карьеры, конечно же, более чем наивно, но шаманствовать в стихии бельканто она продолжает и сегодня! И обсуждаемый вечер – весьма компактный и репертуарно-избирательный – вновь убедительно это доказал.

Каждый меломан открывает творчество того или иного исполнителя, идя собственным «тернистым» путем, особенно если следование им связано с выездами за пределы родного отечества, что по нашим временам стало удовольствием довольно затратным. Конечно, коллекционирование записей и медитация над ними – дело замечательное и важное, но любой певческий академический голос необходимо услышать вживую. И пусть автору этих строк услышать певицу в живом восприятии довелось лишь в нынешнем веке, впечатление от каждой встречи с ней приносило воспоминания исключительно яркие и восторженно-светлые. Но слушая исполнителя, всегда необходимо отделять зерна от плевел, учитывая этап его карьеры, ведь голос – самый хрупкий инструмент на свете, и звучание его в силу объективных причин просто не может застыть на волне творческого пика.

Однако Эдита Груберова – певица поистине удивительная, уникальная! Ее лучезарная харизма всегда наполняет души меломанов искренним светом всеобъемлющего вокального счастья. Каждый спектакль или концерт примадонны (и обсуждаемый – не исключение) – мощная музыкальная терапия на уровне подсознательного, приобщение к величественному и вечному. Юбилейный концерт в Берлине прошел в сопровождении оркестра театра, а место за его дирижерским пультом занял словацкий маэстро Петер Валентович. Он не только блестяще провел увертюры к «Похищению из сераля», «Дон Жуану» и «Роберто Деверо», но и обеспечил надежную оправу драгоценных россыпей бельканто в немеркнущей короне королевы. Так что нет никаких сомнений: это и вправду был королевский вечер – триумф королевы бельканто!

На основной программе эйфория счастья не кончилась. Оба роскошных биса стали немецкими, но если куплеты Адели «Mein Herr Marquis» из «Летучей мыши» Иоганна Штрауса – номер, укладывающийся в привычное лирико-колоратурное амплуа певицы, то выходная ария Елизаветы «Dich, teure Halle» из «Тангейзера» Вагнера – «орешек», который обычно всегда раскусывают крепкие драматические голоса. Но Вагнер произвел настолько сильное музыкальное впечатление, что вылазка певицы в область тяжелого репертуара стала полным откровением и в плане стиля, и в плане техники, и в плане драматической аффектации. После серьезного Вагнера игриво-задорные куплеты Адели уже окончательно положили ошеломленную публику на обе лопатки – и это был момент творческой истины, момент подлинного вокального волшебства!

Фото с юбилейного концерта Эдиты Груберовой (29.11.2017)
© Marcus Lieberenz

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама