Джойс ДиДонато и ансамбль Il Pomo d’Oro в «Зарядье»
И на сцене оперного театра, и на концертном подиуме восхитительная американская певица-актриса Джойс ДиДонато – всегда воплощение удивительно мощного и яркого драматизма, зиждущегося на ее феноменальной музыкальности и безупречной вокальной выучке. Впервые подпасть под обаяние этой исполнительницы автору настоящих заметок довелось в Пезаро на Rossini Opera Festival в 2003 году, то есть пятнадцать лет назад! В тот год она была ангажирована на главную партию в одноактном фарсе «Адина», а также на роль солистки в одной из фестивальных концертно-симфонических программ.
Тогда же впервые с удивлением и подумалось, что, несмотря на позиционирование себя как меццо-сопрано, голос певицы по его тембральной окраске – всё же довольно плотное, окутанное флером мягкой серебристости и спинтовой матовости сопрано. Многие с этим, конечно же, не согласятся, но факт остается фактом: в оперном арсенале певицы, сформированном из опусов барокко и бельканто, классицизма и романтизма, наряду с партиями меццо-сопрано немало и партий сопрано. Россиниевская Адина – одна из них, а Россини – вообще ее композитор! Так, одной из последних и важных работ певицы стала титульная – сопрановая – партия в его «Семирамиде» на сцене Баварской государственной оперы в Мюнхене (2017).
Главное ведь – не то, куда «приписать» голос певицы, а то, что как в сопрановом, так и в меццо-сопрановом амплуа (в партиях, естественно, довердиевского толка) она одинаково убедительна и профессиональна. После собственных восторгов рецензента – изумительной Розины в «Севильском цирюльнике» в Пезаро (2005), где партнером Джойс ДиДонато был «главный» россиниевский тенор нашей эпохи Хуан Диего Флорес, после ее блистательных оркестровых рециталов в Москве (2007, Концертный зал им. П.И. Чайковского) и в Пезаро (2008, концерт-посвящение 200-летию со дня рождения Марии Малибран) – линию живых впечатлений от певицы так и хотелось продолжить в Москве еще одной, альтернативной программой бельканто…
Но для своего второго визита в Первопрестольную, ждать которого пришлось больше одиннадцати лет, певица выбрала погружение в экзотические эмпиреи барокко. Де-факто нынешний приезд Джойс ДиДонато в Россию с целью дать даже не один, а два концерта (29 ноября и 1 декабря) в новом, открывшемся с начала этого сезона Зале «Зарядье» – еще один виток промоушена ее аудиоальбома «In War & Peace» («В войне и мире»). У названия этого CD есть и подзаголовок «Harmony through music» («Гармония через музыку»), а на рынке мировой музыкальной продукции он появился еще в 2016 году. Затем 2017 год принес переиздание его на виниле (на двух LP), а нынешний 2018-й – видеоверсию в форматах DVD и BD (Blu-ray Disk).
Любопытно, что в базовой комплектации на всех цифровых носителях у этого проекта 15 треков-арий (7 – в разделе «Война»; 8 – в разделе «Мир»), а на аналогово-цифровом виниле в «Войну» добавлена еще одна – бонусная – ария. В этом случае разделение на части – физически явное, ведь пластинок в альбоме – две: «Война» и «Мир». Рождение сего проекта обусловила сама жизнь, а именно – всеобщее потрясение после террористических атак в Париже в ноябре 2015 года. Безусловно, Джойс ДиДонато, прежде всего, – художник от музыки, а не политик, но сей эксклюзивный альбом певицы ее гражданскую позицию – протест против трагедий современного мира, количество которых год от года, увы, не уменьшается, – не просто обозначает, а, что важно, транслирует в мир в звуках музыки.
Между тем, вопрос, нужна ли этим звукам в рамках концертной программы еще и визуализация с элементами театрально-костюмированного и даже пластического шоу, весьма спорен и неоднозначен. Наряду с певицей (по совместительству исполнительным продюсером проекта) и Камерным оркестром Il Pomo d’Oro во главе с дирижером Максимом Емельянычевым (его художественным руководителем и по совместительству maestro di cembalo) в московских показах участвовал также танцовщик из Аргентины Мануэль Палаццо (он же и хореограф проекта). Очевидно, что сторонникам и противникам подобной формы представления к консенсусу по этому вопросу никогда не прийти.
Рецензент четко отнес себя к противникам, ибо полноценному восприятию музыки откровенно надуманная театрализация лишь только мешала (впрочем, сторонники будут утверждать совершенно обратное!). Тем не менее, в предложенное шоу, сделанное с чисто американской банальностью в духе заштатного мюзикла, а отнюдь не барочного действа, ваш покорный слуга всё же смог погрузиться без непреодолимого дискомфорта. Все эти постановочные «американизмы» просто отошли на второй план и воспринимались как курьезное недоразумение благодаря высочайшей магии вокального мастерства главной героини проекта, без которой ровным счетом ничего бы и не было, ведь вся постановочная мишура – лишь придаток к уникальному музыкальному дарованию певицы.
Впрочем, «пережить» надо было лишь первое отделение «Война», хотя с навязанной агрессивностью визуального облика исполнительницы – макияжем «боевой раскраски» племени «тумба-юмба» – ее божественный голос и артистическое мастерство заставили примириться решительно и бесповоротно. Зато после антракта в отделении «Мир» Джойс ДиДонано, наконец, предстала перед публикой практически уже в облике самóй себя, что называется, в полной гармонии с миром. Идея необычайно смелого, экстравагантного макияжа певицы принадлежит MAC Cosmetics (дизайн концертных платьев Джойс ДиДонано – Вивьен Вествуд, дизайн костюма Мануэля Палаццо – Лаша Ростобая).
Не освещение, а кромешные потемки на рожденное режиссером Ральфом Плегером без явных мук творчества сценическое действо, как «тень на плетень», наводил «осветитель» Хеннинг Блюм (привычная формулировка «художник по свету» на этот раз совершенно несостоятельна). Шаблонно-абстрактным видеопроекционным рядом (бессодержательным и абсолютно бесполезным для вербального контента исполнявшейся музыки) напускную загадочность сему действу придавал Юсеф Искандар. Все попытки нагнетания атмосферы саспенса в «Войне» и идиллии благоденствия в «Мире» оказались тщетными, но не беда: за организацию турне сего проекта взялась сама Askonas Holt, ведущая компания-менеджер, специализирующаяся на бизнесе в сфере классического музыкального исполнительства.
Слушателя на каждом кресле в зале ждал сюрприз – открытка-приветствие от Джойс ДиДонато, смыслом которой было получить обратную связь с ответом на вопрос: «Как вы находите мир среди хаоса?» Для этого вкладыш с ответом нужно было оставить в фойе. Подоплека сего кунштюка заключалась в том, что певица как подлинный художник от музыки искренне уверена: в обретении мира среди хаоса эта ее программа как раз и должна помочь слушателю. Что ж, слушателю, а не зрителю – безусловно, да! Ведь после каждого концерта певицы – и этот не исключение! – хаос окружающей нас жизни словно отступает, а на его место приходит ощущение гармонии. Убеждение в этом ожидаемо не покинуло и сейчас, но в аспекте зрительских впечатлений от театрально-концертной визуализации можно было уверенно констатировать, что хаоса от нее в мире лишь прибавилось…
В силу этого оставить ответ на поставленный певицей вопрос желания не возникло, хотя исполнение программы было мастерским, а классическая музыка, как изобразительное искусство или архитектурные впечатления, и впрямь способна выступать в нашей жизни весьма мощным антидепрессантом, средством преодоления хаоса в собственной душе. В данном случае мы ведем речь о музыке барокко, но ведь чудеса, как известно, способна творить, в принципе, любая музыка, если она действительно таковой является. При этом драматургическая линия нынешней программы, связанная с представленным музыкальным материалом, настолько условна и субъективна, что не это в ней оказалось главным. А вот сама по себе интерпретация каждой арии стала уникально цельной и самодостаточной!
Если максимальный трек-лист аудиопроекта «В войне и мире» (по 8 арий в каждой его части) взять за отправную точку, то на московском концерте из него прозвучало всего 9 арий плюс одна кооптированная в «Мир» ария Ариоданта («Dopo notte, atra e funesta») из одноименной оперы Генделя (то есть по 5 арий в каждом отделении). А из музыки Генделя, вошедшей в проект, ни одной арии не прозвучало из «Юлия Цезаря» (между тем, одна плюс бонус – на счету «Войны», и одна – на счету «Мира»). Музыку Генделя в «Войне» на концерте представили ария Сторге из «Иевфая» («Some dire event hangs o’er our heads … Scenes of horror, scenes of woe»), ария Агриппины из одноименной оперы («Pensieri, voi mi tormentate») и ария Альмирены из «Ринальдо» («Lascia ch’io pianga»). Еще одна ария Альмирены («Augelletti, che cantate»), а также ария Сусанны («Lead me, oh lead me to some cool retreat … Crystal streams in murmurs flowing») из одноименной оратории Генделя вместе с названной арией Ариоданта прозвучали в «Мире». Итак, Гендель стал главным композитором вечера, ведь в каждое из отделений вошло по три его арии. Сразу же лишь для полноты списка композиторов аудиопроекта упомянем и Монтеверди, представленного всего одной арией из «Возвращения Улисса на родину», но в концерте не прозвучавшей.
Не прозвучали также и два трека Пёрселла (часть «Мир»), а с двумя его треками из «Войны» история на концерте приключилась «интересная». Знаменитый плач Дидоны из «Дидоны и Энея» («Thy hand, Belinda … When I am laid in earth»), естественно, остался в «Войне», но другой трек – ария Орации из «Королевы индейцев» («They tell us that your mighty powers above») – вдруг открыл отделение «Мир»! А и что c того? Случился ли от этого слуховой дискомфорт? Нет, конечно! Но зато это еще раз однозначно показало, что идея компоновки программы по принципу красок войны и мира, в принципе, искусственна и, при всём ее ноу-хау, ставиться во главу идеологического угла не должна.
Недостающими «пятыми элементами» обоих отделений стали арии, прозвучавшие для нас совсем уж как диковинные раритеты. Важная «фишка» этого аудиопроекта состоит в том, что он вбирает в себя мировые премьеры записей сразу трех арий, принадлежащих двум композиторским столпам неаполитанской школы XVIII века – Леонардо Лео (1694–1744) и Никколо Йоммелли (1714–1774). Воинственная ария Андромахи из одноименной оперы Лео («Prendi quel ferro, о barbaro!») вошла в «Войну», а из двух вошедших в альбом арий из оперы «Аттилий Регул» Йоммелли (часть «Мир») под занавес второго отделения прозвучала ария Аттилии, дочери главного героя («Par che di giubilo»).
Весь музыкальный шик такой поразительно интересной и во многом познавательной программы по достоинству оценили не только широкая публика, но и тертые «меломаны со стажем», удивить которых порой весьма нелегко. Неоспоримо главное достоинство этого проекта – подлинно эстетическое музыкальное наслаждение, высшая вокальная красота и, как сегодня принято говорить в аспекте музыки барокко, исторически-ориентированное исполнительство. И дело не только в том, что ансамбль первоклассных солистов Il Pomo d’Oro играет музыку барокко на инструментах эпохи. Важно еще то, что Джойс ДиДонато интерпретирует эту музыку стилистически изысканно, психологически глубоко, превращая каждую арию в вокальный мини-спектакль. А из таких ярких мини-спектаклей, независимо от того, каково их частное вербальное и эмоциональное наполнение, большой концерт сложится всегда: таким уникальным художникам, как Джойс ДиДонато, подвластно всё!
Il Pomo d’Oro восхитил как аккомпанементом, так и инструментальными связками. К симфонии из «Представления о душе и теле» Эмилио де Кавальери, к Чаконе соль минор Пёрселла для струнных и basso continuo, а также к инструментальному переложению респонсория «Душа моя скорбит смертельно» Джезуальдо да Веноза в части «Война» весьма органично в «Мире» примкнула и пьеса «Дай мир, Господи» Арво Пярта (версия для струнных). А на бис с гигантским отрывом от барокко певица и оркестр поразительно вдохновенно исполнили шедевр позднего романтизма Рихарда Штрауса «Завтра!»…
Фото предоставлено отделом по связям с общественностью Зала «Зарядье»
Крупнейший производитель в Белоруссии окон ПВХ предлагает низкие цены и широкий ассортимент. Высочайшее качество и отсутствие посредников гарантированны.