Музыкальная школа имени Римского-Корсакова

Rimsky-Korsakov Music School

Город
Санкт-Петербург
Год основания
1918
Тип

Петербургская музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова — продолжательница традиций просветительства Новой русской школы

Единственная в России государственная музыкальная школа для взрослых, расположенная на Думской улице по соседству с петербургским Гостиным двором, чудом уцелела в постперестроечные годы. Сегодня в ней обучаются 1200 учащихся без ограничения возраста. Выпускниками школы в разное время были многие именитые деятели культуры – все они пришли в школу в зрелом возрасте, не будучи детьми, для каждого музыка открыла свой путь в искусство, кому-то – профессиональный, кому-то – «общекультурный», базовый для любого образованного человека. Среди выпускников школы – певцы, народные артисты СССР Галина Вишневская, Софья Преображенская, Павел Лисициан; пианист Владимир Нильсен; доктор искусствоведения Екатерина Ручьевская, эстрадный певец Эдуард Хиль, академик, директор Института мозга человека Наталья Бехтерева, чемпионка Европы по фигурному катанию, тренер Тамара Москвина, солист Мариинского театра Владимир Самсонов, тележурналист Ника Стрижак и многие другие.

Школа располагается в здании бывшей петербургской городской Думы, овеянной именами Мусоргского, Бородина, Кюи, Римского-Корсакова, Лядова, Глазунова – великих музыкантов и не менее страстных просветителей, пропагандистов искусства среди самых широких слоёв населения. Метафизические лабиринты привели школу в то место, где ей единственно надлежит быть – туда, где почти до самой революции сходились на «спевки» разные петербургские сословия «без отвлечения от обычных занятий».

Здание петербургской Думы вообще имеет богатую музыкальную историю. Здесь проходили концерты Русского музыкального общества, неоднократно звучали премьеры новейшей русской и зарубежной музыки. С 1874 по 1900 гг. здесь же располагалась Бесплатная музыкальная школа (БМШ), созданная в 1862 году основателем «Могучей кучки» Милием Балакиревым и хоровым дирижером Гавриилом Ломакиным с целью обучения музыкальной грамоте и хоровому пению голосистых граждан всех возрастов.

12 мая 1867 года для гостей Всеславянской этнографической выставки в Думе был дан «Славянский концерт», которому мы обязаны появлению термина «Могучая кучка»: Владимир Стасов в рецензии на этот концерт в «Санкт-Петербургских ведомостях» (№129) высоко оценил творчество молодых композиторов, назвав их «маленькой, но уже могучей кучкой русских музыкантов». Одиозная критика вначале склоняла непереводимый на другие языки фразеологизм исключительно в негативном ключе, но история всё расставила по местам – «кучкисты» уже через пару десятилетий стали одним из главных отечественных «брендов».19 декабря 1865 года в зале Думы в присутствии автора состоялась премьера Первой симфонии Н. А. Римского-Корсакова под управлением Балакирева, в 1874–81 годах Римский-Корсаков лично возглавлял БМШ.

М.В. Юдина (в центре) на встрече с преподавателями и учащимися «училищной части» Музыкальной школы для взрослых (Ленинград, 1943)

Бесплатная музыкальная школа была закрыта большевиками в лихом 1917-м, но уже в 1918 году возникла школа, стремившаяся стать её духовной преемницей. Первоначально это была частная школа, созданная по инициативе и на собственные средства оставшихся не у дел выдающихся музыкантов (большей частью солистов национализированного Мариинского театра). В автобиографической заметке первого директора школы записано: «Государственная Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова была мною основана 8-го июня 1918 года в день десятилетнего юбилея со дня кончины великого нашего композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (Н. А. Римский-Корсаков умер в ночь с 7-го на 8-ое июня 1908-го г.)»

Первый исторический адрес школы – Лермонтовский проспект, дом 30 (угол Фонтанки). В марте 1919-го годовалая школа обрела государственный статус, в 1921-м с ведома родственников композитора ей присвоили имя Н. А. Римского-Корсакова. Николай Андреевич, несомненно, стал ангелом-хранителем школы: именно в ней в 20-е годы прошлого века учились четверо его внуков; тёплые дружеские отношения школа до конца столетия поддерживала с внучкой композитора Татьяной Владимировной Римской-Корсаковой (1915–2006), посвятившей жизнь воссозданию мемориальных музеев композитора Петербурге, Тихвине, Любенске и Вечаше. При содействии Татьяны Владимировны скульптор А. Сычев безвозмездно передал школе две скульптурные работы, посвященные Римскому-Корсакову.

Общедоступная школа открылась в рабочем районе, где располагались Адмиралтейский и Франко-русский заводы, Военно-морские мастерские, кондитерская фабрика Жоржа Бормана, типографии и множество других «пролетарских» учреждений. Школа по «развитию творческого духа в народной среде» оказалась чрезвычайно востребованной: всего за год число учащихся увеличилось c 360 до 417.

Основателем и первым директором школы был один из ведущих солистов Мариинского театра Николай Ростовский (1875–1949), неоднократно выступавший в операх Римского-Корсакова и привлекший к преподаванию именитых музыкантов. В их числе – соратник Римского-Корсакова, музыкальный критик В. Г. Каратыгин; пианист, композитор и дирижер В. А. Дранишников (ученик Есиповой, Лядова и Черепнина, в 1918-м также вставший за дирижерский пульт Мариинки). Класс сольного пения вели профессор Петроградской консерватории, главный режиссёр Мариинского театра И. В. Тартаков и его коллега по бывшему императорскому театру П. З. Андреев. Разновозрастных детей «дворян, рабочих и земледельцев» обучал искусству скрипичной игры В. Г. Вальтер – ученик легендарного основателя русской скрипичной школы, «солиста Его Величества» Л. Ауэра. Хоровым пением ведал воспитанник Римского-Корсакова, Лядова и Глазунова Д. И. Похитонов, занимавший в 1920-е годы также пост дирижера Мариинского и Михайловского театров. Украшением фортепианного класса был М. Т. Дулов – аккомпаниатор Шаляпина, Крейслера и дуэта Фигнеров. Недолго – «по совместительству» – в школе преподавал Владимир Софроницкий.

Оркестр баянистов и аккордеонистов Музыкальной школы для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова под руководством П. И. Смирнова (Ленинград, 1957)

Сталинская «культурная революция», давшая сигнал коллективизации творческих учреждений и «большевизации всей культуры» добралась и до школы: в 1927 году её администрация была уволена ввиду «непролетарского происхождения» (через пару лет в городе закроют и всю «непролетарскую» прессу), контингент учащихся ограничен «пролетарским составом», программы приведены «в согласие с марксистским методом». После этого школа в духе времени кочевала по городу и неоднократно реорганизовывалась – то объединялась, то разделялась с музыкальным техникумом, музыкальными курсами, пока руководящие пролетарии по воле верховных товарищей не пали жертвой большой чистки 1937-38 годов, и всё постепенно не вернулось на круги своя. В конце 1930-х во главе школы вновь встали профессионалы, и с 1 сентября 1940 года она стала называться Государственной музыкальной школой для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова. С этого времени по 1985 год школа располагалась в здании на ул. Некрасова, 4/2.

Особую страницу в историю музыкальной школы вписали годы войны. Несмотря на распоряжение законсервировать учреждение, по настоятельным просьбам педагогов и учащихся в сентябре 1941-го возобновились учебные занятия. А в сентябре 1942 года Музыкальная школа им. Н. А. Римского-Корсакова осталась единственным действующим музыкальным учебным заведением в Ленинграде, не прекращавшим работу в тяжёлые военные годы – все прочие учебные заведения были эвакуированы или расформированы, оставшиеся в Ленинграде школьные преподаватели музыки и педагоги музыкального техникума объединены в школе имени Н. А. Римского-Корсакова.

1941-42 учебный год оказался самым трудным: из 30 педагогов пятеро умерли от голода в конце 1941-го, еще пятеро были эвакуированы. Учащиеся (82 человека) занимались в промерзших классах при скудном освещении. По воспоминаниям преподавателя вокала Е. Николаевой, «в сентябре все же начались занятия. Они прерывались бомбардировками и обстрелами. По тревоге мы укрывались на лестничной клетке. Но творческое настроение не падало. Лишь в самые тяжелые дни ноября, декабря и января 1942 года истощение и страшный голод прерывали занятия в самой школе. Нам разрешили, кто сможет, проводить занятия на дому. Некоторые наши товарищи это сделать уже не могли – они погибли от обстрелов или голода. В конце февраля мы в шубах и валенках, в ватниках и платках явились в школу. Провели уборку, настроили и подремонтировали инструменты, начали занятия. Весна грозила новой бедой – эпидемическими заболеваниями. Как все ленинградцы, и мы занялись очисткой города. Педагоги и ученики школы, вокалисты, пианисты, скрипачи взялись за тяжелые ломы и лопаты, рубили лед, возили на санках нечистоты и сбрасывали их в Фонтанку. Город был очищен. Болезни, на удивление зарубежным предсказателям, не распространились. 1942/43 учебный год начался с заготовки топлива. Педагоги и учащиеся тоже разбирали старые деревянные дома, ездили в пригороды, пилили, рубили, возили топливо в школу. Началась вновь творческая работа с учениками в классах, проводились методические обсуждения для развития педагогического мастерства, продолжались шефские концерты».

Аудитория для занятий фортепиано

Именно тогда, в 1943 году, в школе некоторое время училась будущая оперная звезда Галина Вишневская, о чем она пишет в своей автобиографической книге «Галина». К этому времени число учащихся достигло 230 человек. В конце войны в школе образовалось детское отделение, куда принимали «переростков» – тех, кто не подходил по возрасту в обычные школы.

В послевоенные годы количество желающих заниматься музыкой неизменно возрастало и, начиная с 1950-х годов, контингент учащихся составлял уже около 1000 человек.

В предперестроечном 1985 году вновь настали трудные времена – не получавшая государственной дотации школа более чем на десятилетие оказалась лишена помещения, здание на Некрасова было отдано ДМШ Дзержинского района, а школе Римского-Корсакова предложены необитаемые развалины – вначале полусгнившие двухэтажные деревянные бараки на Полюстровском проспекте напротив Кондратьевского рынка (ныне снесены), затем пепелище сгоревшего особняка с провалившейся крышей на набережной Красного флота (теперь Английской). Большому коллективу пришлось скитаться по спальным районам, арендуя классы одновременно в нескольких общеобразовательных школах и переезжая с места на место почти ежегодно.

Вопрос сдвинулся с мёртвой точки после вмешательства тогдашнего заместителя председателя Ленинградского горисполкома Валентины Матвиенко, а подлинное возрождение началось в 1996 году, когда музыкальная школа, наконец, вновь обрела собственный дом, получив помещения в здании бывшей городской Думы. Правда, «парадной» южную думскую лестницу в ту пору назвать было никак нельзя: съехавшие обитатели (РЭУ, коммерческий банк, агентство путешествий) оставили после себя разруху – крошащийся, изъеденный плесенью кирпич вестибюля, мазаные масляной краской, испещрённые хулиганскими граффити кривые стены, фанерные клетушки-перегородки, не имевшие стен до потолка. Директор – Татьяна Борисовна Орлова, выпускница школы 1958 года (а также филфака Университета и фортепианного факультета Консерватории) – с головой окунулась в строительно-ремонтные работы, продолжавшиеся более 20 лет; интерьеры и стиль великолепного исторического здания воссозданы буквально из руин.

Органный класс

Сегодня в школе работает 130 преподавателей, среди которых народные артисты и заслуженные работники культуры, лауреаты международных конкурсов и концертирующие музыканты. В школе реализуются как традиционные образовательные программы для детей, так и учебные курсы для старших школьников и взрослых, ориентированные на формирование традиционной петербургской когорты «просвещенных любителей музыки».

Идеи «вовлечения народных масс в культурное строительство» (в том числе внутреннее, личностное, через постижение высоких достижений культуры, персональное участие в музицировании) формируют главные задачи школы, как профессиональные, так и музыкально-просветительские. В марте 2002 года силами школы был дан грандиозный концерт в церкви св. Петра и Павла (Невский пр., 22-24) с участием нескольких хоров, школьного оркестра, учащихся органного класса и преподавателей вокального и струнного отделов: были исполнены фрагменты из «Страстей по Матфею» И. С. Баха (как тут не вспомнить концерты БМШ под управлением Римского-Корсакова!). В 2007 году общешкольными усилиями исполнена опера Моцарта «Волшебная флейта», в 2014 – музыкально-литературная композиция «Руслан и Людмила» по опере Глинки с включением оригинальных текстов А. Пушкина. Не каждая школа может похвастать столь смелыми и масштабными проектами.

В 2000 году школа на Думской стала одним из лауреатов конкурса «Золотые традиции петербургской школы», подтвердив тем самым, что опыт всеобщего музыкального образования сегодня не менее ценен, чем полтора столетия назад во времена рождения Новой русской школы, в 2009-м получила диплом Губернатора Санкт-Петербурга.

Во время празднования 100-летнего юбилея (2018) песенную сюиту «100 лет со страной» исполнил сводный хор школы из 300 учащихся. Его мощное звучание, поддержанное оркестром, сопровождалось проникновенными кадрами исторической хроники; у слушателей на глазах блестели слёзы. Отдельные страницы концерта были посвящены выдающимся выпускникам и педагогам: Г. Вишневской, учившейся в школе в годы войны; М. Юдиной, читавшей лекции во время бомбежек в 1943 году; П. Смирнову, создавшему оркестр баянистов из захваченных у немцев инструментов; П. Исакову, спасшему гитарную педагогику Ленинграда от уничтожения; Э. Хилю, автору лирических песенных образов.

Сводный хор и оркестр на юбилейном концерте в Филармонии (2018)

В юбилейные дни особую значимость школы и ее педагогических традиций подчеркнули поздравления от высоких государственных деятелей, в том числе от главы Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко, советника Президента России Владимира Толстого, нынешнего губернатора Александра Беглова, председателя Комитета по культуре Государственной Думы Сергея Говорухина. Поздравительные грамоты Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Комитета по культуре Санкт-Петербурга были вручены директору школы Орловой Т.Б., заместителям директора Привалову С.Б. и Космачевской Е.Ю., большой группе преподавателей школы. На концерте присутствовали высокие гости, а также бывшие выпускники, родители и все, кто любит и ценит уникальную школу.

Сегодня петербургская Музыкальная школа им. Римского-Корсакова реализует предпрофессиональные программы для детей и пятилетние общеразвивающие программы для взрослых (учащимся старше 30 лет – на платной основе). Конкурс в школу неизменно большой – до 10 человек на место, что говорит о ее чрезвычайной востребованности, важности реализуемого ею дела. Особенно велико число желающих попасть на вокальный и гитарный отделы (последний – самый большой в стране, на нем трудится 18 преподавателей); в школе имеются редкие даже для училищ органные классы с двумя настоящими органами. Вопреки расхожему мнению о том, что профессионалом можно стать, только начав учиться музыке в раннем возрасте, около двадцати процентов выпускников школы (преимущественно взрослых) уверенно поступает в специальные средние и высшие музыкальные учебные заведения, причем зачастую минуя среднее звено в виде музыкального училища; воспитанники школы занимаются в консерваториях Москвы и Петербурга, Рима и Амстердама, Берлина и Парижа, а также музыкальных училищах и колледжах по всей стране.

Чрезвычайно важно, чтобы любому человеку был предоставлен шанс найти место в жизни – в детские или отроческие годы, в студенческую пору или в зрелом возрасте, «с опозданием», когда душа самостоятельно, без подсказок созрела для этого. Мы помним, что Моцарта учили музыке с трех лет, но мы также знаем, что петербургский гений Дмитрий Шостакович начал заниматься музыкой в возрасте 9 лет, великий американский дирижер Леонард Бернстайн – в 10, Петр Чайковский, Джордж Гершвин и Альфред Шнитке – в 12, Рихард Вагнер – еще позже, в 15 лет, Арам Хачатурян – в 19, а крупнейший новатор XX века Арнольд Шенберг решил стать музыкантом-профессионалом и вовсе в 20-летнем возрасте. Остается лишь надеяться, что новые чайковские, вагнеры и хачатуряны вовремя узнают о существовании Музыкальной школы имени Н. А. Римского-Корсакова! Ведь, как говорил Н. А. Римский-Корсаков, «музыка есть высшая мера проявления таланта».

Сергей Привалов
заместитель директора МШ им. Римского-Корсакова
заслуженный работник культуры РФ

Вступительные прослушивания в школу →

На фото:
Преподаватели школы у здания Думы (2018)
М.В. Юдина (в центре) на встрече с преподавателями и учащимися «училищной части» Музыкальной школы для взрослых (Ленинград, 1943)
Оркестр баянистов и аккордеонистов Музыкальной школы для взрослых им. Н. А. Римского-Корсакова под руководством П. И. Смирнова (Ленинград, 1957)
Аудитория для занятий фортепиано
Органный класс
Сводный хор и оркестр на юбилейном концерте в Филармонии (2018)

реклама

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама