Облучение сиюминутной режиссуры

О звёздной «Травиате» в Венской опере

Об этом спектакле Саймона Стоуна в Венской опере я уже писал, поэтому в этот раз о нём — лишь короткое, но крайне необходимое замечание.

Известно, что ярко вымученная оригинальность на злобу дня в академических жанрах имеет за редкими исключениями весьма ограниченный срок годности [1]. Можно, конечно, разместить на гигантской ширме в форме открытой книги неоновые силуэты людей, имеющих друг друга в самых акробатических позах, можно установить на сцене копию конной статуи Жанны д`Арк с площади Пирамид в Париже и с её помощью провести параллель между народной героиней, причисленной к лику святых, и современной тусовщицей Виолеттой Валери [2], можно и трусы натянуть на часы, и фаллоимитаторами «украсить» карнавальные костюмы на секс-вечеринке у Флоры Бервуа, но даже убедительные во многом решения, не находящие опору в материале, легко превращаются в скоропортящийся продукт, когда сталкиваются с настоящим искусством.

Именно это закисание и случилось с постановкой Саймона Стоуна, когда на сцене появились исполнители, которые в силу своего таланта могут общаться с аудиторией на темы, гораздо более серьёзные, чем те, которые предлагает режиссёрская концепция [3].

Сегодня американская певица Лизетт Оропеса, исполнившая партию Виолетты, — удивительный вокальный феномен: её лирико-колоратурное сопрано покоряет не только меломанов-любителей, но и профессионалов, которые очень ревниво относятся к успехам коллег и на едкую критику не скупятся. Мои знакомые вокалисты все в один голос выражают безоговорочный восторг не только красотой лучистого тембра певицы, но и её филигранной техникой, что не может не радовать.

Интересно также, что несмотря на весьма внушительный актёрский арсенал (певица прекрасно выглядит и великолепно владеет мимикой и жестами, что легко проследить по крупным планам, использованным в спектакле С. Стоуна), Л. Оропеса делает ставку на драматические ресурсы своего голоса, отчего всегда возникает ощутимый зазор между ребячливой злободневностью режиссуры и настоящим оперным театром.

Увлечение орнаментальной фразировкой, когда фразы озвучиваются непривычным образом с целью подчеркнуть их акустическую эстетику, производят в первой коронной арии «Е strano…» впечатление самолюбования, но, скорее всего, это лишь результат неоправданных ожиданий услышать привычный акустический рисунок в знаменитом номере. То, что творит певица в «Addio del passato», буквально купая огромный зал в шёлковой ткани вокальных диминуэндо на пределе слышимости, — ошеломляет.

Хуан Диего Флорес феномен не менее удивительный. Меломаны со стажем помнят, что ничего, кроме приятного тембра, чистых фиоритур и лёгких верхних «до», «как у Паваротти», молодой певец Флорес предложить публике не мог: слушать было приятно, но малоинтересно. С возрастом (а певцу в этом году исполнилось 50) Хуан Диего Флорес вырос в многогранного оперного актёра, который использует своё техническое мастерство для создания совершенно невообразимых, рискованных и драматически взрывных персонажей (достаточно вспомнить его Фауста в спектакле Касторфа). Его Альфредо не исключение, и певец использует броские и дерзкие вокальные краски для создания образа папиного сынка.

Впрочем, папа Альфреда стал едва ли не самым ярким событием спектакля, даже на фоне уже отмеченных выше ослепительных звёзд.

Своим выступлением в партии Джорджио Жермона Людовик Тезье фактически забивает финальный гвоздь в крышку гроба новомодной концепции спектакля Саймона Стоуна. В голосе и вокальной филировке певца столько глубины, боли, страсти и живой драматургии, что аляповатая нелепица режиссуры блекнет, не успев ослепить.

Что хотелось бы особо отметить: художественно обоснованные ферматы (долгие протяжные ноты, не предусмотренные композитором), которыми певец завершает сольные номера партии работают как восходящая интонационная конструкция в синтаксисе, обычно используемая в вопросах (можно сравнить с австрийским «…oder?» или русским «…, так ведь?»). Этот индивидуальный штрих придаёт всему, о чём пафосно вещает папа Жермон, оттенок человечности, просьбы, которую можно интерпретировать как манипулятивное подстраивание под женскую психологию героини, которую нужно убедить отказаться от последней предсмертной радости в её жизни — от любимого человека. Фантастическая работа.

Не менее звёздным был состав исполнителей партий второго ряда.

Плотным чарующим тембром исполнила партию Анины Ноа Бейнарт, Альма Нойхаус роскошно сыграла роль Флоры Бервуа, Михаэль Аривони ярко выступил в роли Барона Дюфоля, а замечательный бас Илья Казаков завершил разоблачение бульварного оформления спектакля, самовольно убрав из костюма Доктора Гренвиля бестолковые эротические аксессуары. Остальные костюмы художницы Алисы Бабидж гармонично оттеняли вечную коллизию неувядающего шедевра Джузеппе Верди, даже в обрамлении концепции Саймона Стоуна, увядшей под беспощадным светом настоящих оперных звёзд [4].

Примечания:

1) Вспомним главный ориентир для обсуждения темы осовременивания классических сюжетов – «Божественную комедию» Данте, в которой великий литератор Возрождения использовал миф о загробной жизни как рамочную тему для сиюминутных обличительных целей, достойных разве что пасквильной стен-газеты. Если бы не блистательный слог, который не передаёт ни один перевод, и галерея персоналий, затронутых и оклеветанных Данте в своём пасквиле, это странное произведение кануло бы в Лету, куда ему, к слову, и дорога: облечь в виртуозную литературную форму пошлейшие кляузы и доносы – это даже пушкинскому Пимену из «Бориса Годунова» в страшном сне бы не привиделось.

2) Тут само собой приходит на память объяснение получения роли Жанны д Арк героиней Инны Чуриковой из фильма Г. Панфилова «Начало» (1970): «— Она из народа, и я из народа…»

3) По концепции Саймона Стоуна Виолетта — эмигрантка, поэтому и становится проституткой.

4) В этой связи нельзя не отметить, что благоразумный Дмитрий Черняков никогда не приглашает в свои спектакли зрелых звёзд мировой величины, которые легко угробят любое завихрение его местами весьма чудаковатой драматургии.

Фото: © Wiener Staatsoper / Michael Pöhn

Фан-сайт по сериалу «Отчаянные домохозяйки» (Desperate Housewives) приглашает вас. Все серии доступны для просмотра, описания серий и персонажей можно смотреть без регистрации, совершенно свободно. Смотреть "Отчаянные домохозяйки" и наблюдать, как четыре подруги среднего возраста обретут своё счастье невероятно интересно и увлекательно!

реклама