The Mad Day
Одноактный балет-буфф на музыку Дж. Россини в транскрипции Тимура Когана.
Сценарист (по мотивам комедии П. Бомарше) и балетмейстер Борис Эйфман, художники Б. Коротеев и Л. Луконина.
Премьера состоялась 26 января 1982 года в Ленинградском ансамбле балета.
Камердинер графа Альмавивы — Фигаро готовится к свадьбе с прелестной Сюзанной — камеристкой Графини Розины. Сюзанна приглянулась и графу. Пользуясь привилегиями господина, он хочет расстроить свадьбу. Невольной союзницей графа становится ключница Марцелина, мечтающая сделать Фигаро своим мужем. Предприимчивый Фигаро пытается избавиться от соперника, вызвав ревность графа к своей жене. Сделать это нетрудно, поскольку шаловливый паж Керубино пылает страстью к графине. Уязвленный Альмавива расправляется с пажом и с прежним рвением продолжает «охоту» за Сюзанной. В решающую минуту и закон оказывается на стороне власть имущего. И все же, пройдя через цепь коварных интриг и забавных недоразумений, влюбленные женятся. Правда, не без помощи Графини. Ее женская мудрость помогает Сюзанне и Фигаро достичь желанной цели, а самой графине — вернуть легкомысленного мужа.
Известный сюжет комедии Бомарше разыгрывался озорно и весело, порой не без солоноватого привкуса. Изысканно усталый от излишеств жизни граф Альмавива (Валерий Михайловский) и его находчивый слуга Фигаро (Сергей Фокин), наивно мечтательная Графиня (Валентина Морозова) и сексапильно привлекательная Сюзанна (Валентина Ганибалова), порхающий как мотылек юный паж Керубино (Кирилл Матвеев) и грубоватая «матереалистка» Марцелина (Василий Махрин) — все они соревновались в непрерывной борьбе умов, тел и характеров, борьбе, полной неожиданных поворотов и непредвиденных ситуаций. Исследователь творчества Бориса Эйфмана Юлия Чурко отмечала: «Спектакль был буквально начинен пластическими каламбурами, комически реализованными метафорами: пойманного Керубино несли на палках, словно охотничью добычу, предназначенную к поджариванию на вертеле; судья „взвешивал" вину Фигаро на живых весах, а граф затем „перевешивал" ее; влюбленный паж лизал ноги Графини, словно собака, а легкомысленный волокита граф подкрадывался к Сюзанне, как кот к мыши. Во многих сценах угадывались ироничные парафразы из старых классических балетов: Фигаро клялся в любви, поднимая руку вверх со сложенными пальцами; графиня в горе по-балетному манерно заламывала руки; дуэт Фигаро и Сюзанны комично имитировал танец тореадоров из „Дон Кихота". Балет заканчивался озорной виньеткой в стиле „галантного века"... Балет „Безумный день, или Женитьба Фигаро" стал одним из самых пластически остроумных комедий на отечественной, а может, и мировой сцене». Балет был экранизирован на телевидении в 1984 году.
Несколько позже Эйфман и Коган, развивая успех своего первенца, создали балет-буфф в 2 актах на музыку Россини (в свободной обработке Т. Когана). Сценарий Эйфмана был сочинен по мотивам двух комедий Бомарше — «Севильского цирюльника» (первый акт) и «Свадьбы Фигаро» (второй акт). Спектакль «Интриги любви» был поставлен Борисом Эйфманом сначала в труппе «Балет Монте-Карло», а в 1986 году и в своей труппе.
Одновременно в Московском академическом музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко хореограф Дмитрий Брянцев на ту же музыку Россини в транскрипции Т. Когана показал свой одноактный балет «Браво, Фигаро!». Хореография была оригинальной, хотя сюжет спектакля был очень близок к ленинградскому спектаклю Г. Замуэля. Балет был экранизирован в телеобъединении «Экран» в 1987 году.
А. Деген, И. Ступников