Балет Роббинса «В ночи»

In the night

Дата премьеры
29.01.1970
Жанр
Страна
США
Балет Роббинса «В ночи» / In the night

Одноактный балет на музыку Ф. Шопена.

Балетмейстер Д. Роббинс, художник Д. Юл, партия фортепиано Г. Белцнер.

Премьера состоялась 29 января 1970 года в труппе «Нью-Йорк Сити бэллей».

Бессюжетный балет «В ночи» составляют танцы трех пар. Они танцуют поочередно, а затем на краткое время появляются на сцене все вместе.

Поднимается занавес. Сцена изображает звездную ночь. Под медленное вступление выходят юноша и девушка. Их танец развивается в ритме музыки, которая сначала драматически убыстряется, а затем приобретает прежнюю простоту и мелодичность. Изящество взаимоотношений подчеркнуто маленькими размолвками. Похоже, они расстаются друг с другом лишь для того, чтобы вновь испытать радость встречи. В конце дуэта юноша уносит девушку за кулисы.

Более официальную и торжественную атмосферу второго дуэта создают люстры над сценой. Кажется, что действие происходит в освещенном бальном зале, все двери и окна которого широко распахнуты. Музыка звучит нежно, но посреди танца девушка вырывается из рук партнера. Когда она возвращается, танец приобретает импульсивность — до тех пор, пока девушка не замирает в объятиях партнера головой вниз; ее руки и ноги трепещут, страсть утихает. В конце дуэта юноша поднимает ее, держа лицом к себе, и затем убегает.

В третьем, почти мелодраматическом дуэте звучат заверения в любви, сомнения, мольбы — одно чувство стремительно сменяет другое. Девушка льнет к юноше, он покидает ее, она выглядит беспомощной. В финале девушка встает перед партнером на колени, нежно прикасается к нему. Юноша убаюкивает ее в своих объятиях.

В финале балета под музыку самого известного ноктюрна на сцену выходят все три пары. Они как бы случайно встречаются в танце под покровом благоуханной ночи. Сначала друг друга узнают девушки, потом здороваются юноши. Но пары расходятся, каждая идет своей дорогой...

Джером Роббинс / Jerome Robbins

После создания балета «Танцы на вечеринке» Джером Роббинс говорил: «У Шопена есть немало пьес, которые мне нравятся, — к примеру, ноктюрны. На эту музыку я мог бы поставить еще один балет». Он так и сделал. В балете «В ночи» использованы ноктюрны Шопена опус 27, номер 1; опус 55, номера 1 и 2 и опус 9, номер 2. Первый из ноктюрнов, использованных в этом балете, считается одной из лучших пьес Шопена, а последний из них (из опуса 9) признан самым известным из двадцати произведений, написанных композитором в этом жанре.

Очевидец премьеры балета «В ночи» критик Дебора Джовитт так описала свои впечатления: «Первый дуэт изящно исполняют Кей Мадзо и Энтони Блюм. Во втором дуэте Виолетт Верди и Питера Мартинса присутствует восхищение друг другом, но вместе с тем легкая и очаровательная чинность. Время от времени они исполняют небольшие па рука об руку, словно не танцуют, а вспоминают танец. Рядом с партнером Верди выглядит удивительно миниатюрной и доверчивой. Третий дуэт отличается страстью. Влюбленные Франсиско Монсион и Патриша МакБрайд разыгрывают друг для друга мелодраму. Еще минуту назад они удивляли зрителей вихрем эффектных, соблазнительных поддержек — и вдруг неожиданно кто-то из них исчезает из вида. А финальная поза МакБрайд у ног партнера и прикосновение к нему — кульминация и страсть, и истинное смирение. В конце балета все три пары, по-прежнему держащиеся по отдельности, занимают один и тот же уголок благоуханной ночи. Женщины сближаются и с удивлением замечают друг друга: кажется, что они даже моргают, словно вдруг проснувшись. Мужчины здороваются. Затем пары расходятся.

Хореография служит танцовщикам, а они, в свою очередь, служат ей. Каждый выглядит совершенно естественным. Балетная техника исчезает как искусство и превращается, что случается нечасто, лишь в средство танца, прозрачную оболочку, сквозь которую виден дух».

Джером Роббинс (1918-1998) — выдающийся американский артист и хореограф. Он родился в Нью-Йорке, там же учился классическому танцу, а также танцу модерн, осваивал стилистику испанского и восточного танца, познавал азы драматического искусства. В 17 лет дебютировал как актер драмы, годом позже как танцовщик в бродвейском мюзикле. Выступал как танцовщик в Американском театре балета (1940-44), там же поставил в 1944 году свой первый балет "Fancy Free" («Матросы на берегу») на музыку Леонарда Бернстайна. Танцевал и ставил балеты в «Нью-Йорк Сити бэллей» (1949-59). Здесь родились спектакли «Век тревог» (1950, Бернстайн), «Клетка» (1951, Стравинский), «Фанфары» (1953, Бриттен), «Послеполуденный отдых фавна» (1953, Дебюсси). В 1959 году Роббинс организует собственную труппу «Балеты США», затем возвращается в «Нью-Йорк Сити бэллей», где с 1969 года работает хореографом. После смерти Дж. Баланчина вместе с П. Мартинсом руководит труппой. Здесь среди его работ отметим: «Танцы на вечеринке» (1969, Шопен), «В ночи», «Гольдберг вариации» (1971, Бах), «Водяные мельницы» (1972, Ито), «Заупокойные песнопения» (1972, Стравинский), «Диббук вариации» (1974, Бернстайн), «Концерт in G» (1975, Равель), «Другие танцы» (1976, Шопен), «Опус 19: Мечтатель» (1979, Прокофьев), «Пьесы Гласса» (1983, Гласс). Всемирную славу принесли Роббинсу его постановки танцев в мюзиклах на Бродвее. Среди них: «Малютка в миллион долларов» (1946, Гулд), «Король и я» (1951, Роджерс), «Питер Пен» (1954, Чарлап), «Скрипач на крыше» (1964, Бок). Самый знаменитый из них — «Вестсайдская история» (1957), созданный в союзе с Леонардом Бернстайном, — совершил триумфальное турне по сценам многих стран. Затем он был экранизирован (1961) и отмечен двумя «Оскарами».

Джером Роббинс сам поставил балет «В ночи» в Мариинском театре (премьера 18 марта 1992 года, партия фортепиано Людмила Свешникова). Этот факт был очень важен для артистов, ибо, как правило, спектакли выдающихся хореографов мира переносили и переносят на наши сцены репетиторы, стремящиеся передать исполнителям, прежде всего (а порой и только), хореографический текст. Думается, что многие балеты Джорджа Баланчина на Мариинской сцене выглядели бы более живыми и увлекательными, если бы знаменитый «Мистер Би» успел сам передать свои хореографические сокровища петербургским артистам.

Хореограф сам выбрал составы исполнителей. Премьеру с успехом танцевали (в порядке следования дуэтов): Алтынай Асылмуратова и Константин Заклинский, Ольга Ченчикова и Махар Вазиев, Юлия Махалина и Александр Курков. На следующем представлении первый дуэт исполняли Лариса Лежнина и Виктор Баранов, второй — Татьяна Терехова и Александр Гуляев. Позднее в первом дуэте блеснула пластической музыкальностью Диана Вишнева, а третий любопытно интерпретировала Ульяна Лопаткина. В исполнении русских артистов в первом дуэте ощущалось лишь развитие любовных отношений, во втором — зрелая любовь уравновешивалась уважением, а в третьем дуэте кипели нешуточные страсти, напряжение не спадало ни на мгновение и финальное согласие казалось иллюзорным. Последний ноктюрн создавал впечатление, что все предыдущее — возможно лишь мечта или сон.

После нескольких лет успешной сценической жизни балет «В ночи» исчез из репертуара театра, однако отдельные дуэты артисты Мариинского театра периодически включают в программу своих концертов.

А. Деген, И. Ступников

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама