Балет «Фея кукол»

Die Puppenfee

Дата премьеры
04.10.1888
Жанр
Страна
Австрия
Балет «Фея кукол» / Die Puppenfee

Одноактный балет в 2 картинах.

Композитор Й. Байер, сценарист И. Хасрайтер, Ф. Гауль, балетмейстер И. Хасрайтер, художник А. Бриоши.

Премьера состоялась 4 октября 1888 года в Придворном театре в Вене.

Лавка кукол. За конторкой — хозяин. Приказчики приводят в порядок шкафы, в которых расставлены большие механические куклы. Входит почтальон и сдает хозяину пакеты и письма. Рассыльный вносит коробки и картонки. Хозяин дает ему на чай, но тот требует прибавки. После короткого спора дело улаживается к обоюдному удовольствию.

Входит красивая служанка с разбитой куклой, которой нужно приделать новую голову. Хозяин обещает поправить беду и заигрывает со служанкой; та убегает и в дверях сталкивается с главным приказчиком, который также не прочь поухаживать за хорошенькой девушкой.

Появляется купец с женой и дочерью. Они рассматривают кукол. Девочка бегает от одной куклы к другой и, наконец, в восторге останавливается перед куклой «бебе». Жена купца пробует отвести девочку от куклы, но та упрямится и со слезами на глазах просит, чтобы родители купили понравившуюся ей куклу.

Тем временем купец внимательно осматривает куклу, изображающую воина в полном вооружении. К кукле подходит жена купца и нечаянно задевает скрытый механизм. Воин приходит в движение. Жена купца падает в обморок, а затем, придя в себя, вместе с девочкой бежит прочь и наталкивается на большую коробку, из которой выскакивает черт. Это еще больше пугает их, и они в ужасе перебегают в другой конец лавки.

Хозяин и приказчик приводят в порядок фигуры, затем спрашивают купца, что он хотел бы купить. «Куклу для дочери», — отвечает купец. Хозяин подает ему прейскурант, но купец находит цены очень высокими и просит сделать уступку. Торговец отвечает, что у него цены без запроса, и, рассерженный, направляется к своей конторке.

Входит комиссионер и объявляет торговцу, что сейчас в лавку придет со своим семейством богатый англичанин, который, наверное, накупит много товару и к тому же не станет торговаться.

В лавку входят сэр Джемс Плумпетермир, леди Плумпетермир, Боб, Дженни, Бетси и маленький Томми. Хозяин встречает их с поклоном. Посетители важно усаживаются в кресла.

Купец с женой садятся на стулья напротив англичан. Хозяин лавки показывает кукол. Он начинает с китайца, но механизм куклы оказывается испорченным. Англичанин хочет уйти. Хозяин уговаривает его остаться и спешит показать новую куклу — «тирольку», которая всем очень нравится. Затем хозяин показывает покупателям «бебе» и остальных кукол: китаянку, испанку, японку, негра, негритянку, паяца, поэта и швейцара. Наконец торговец просит взглянуть на самое интересное: он торжественно отдергивает занавес, за которым скрыта Фея кукол. Англичанин объявляет, что покупает ее. Он платит деньги и, приказав принести Фею в гостиницу, уходит.

Наступает время запирать лавку. Главный приказчик тушит огни. На ближней башне часы бьют полночь. С последним ударом колокола из-за полога выходит Фея кукол и волшебной палочкой оживляет все механические фигуры.

По знаку Феи группы кукол освещаются волшебным светом. Начинаются танцы и торжественное шествие кукол. Почти в ту же минуту входит хозяин и главный приказчик, обеспокоенные необычным шумом в лавке. Тревожным взглядом они окидывают все помещения и, не найдя ничего подозрительного, направляются к выходу. Едва они покинули лавку, как куклы вновь начинают танцевать, прощаясь с Феей.

Кончается ночь, а с нею и волшебные превращения. Наступает утро. Куклы снова занимают свои места на полках.

* * *

Балет «Фея кукол» имел большой успех и после своей премьеры в Венском придворном театре он обошел многие сцены Австрии, Англии, Германии, Италии. Незатейливый сюжет с забавными ситуациями в кукольной лавке, прелестная музыка Йозефа Байера, в которой слышатся отголоски венского музыкального быта XIX века, мелодические обороты, напоминающие Франца Шуберта и Иоганна Штрауса, все это позволило создать яркое танцевально-пантомимическое зрелище. В России балет «Фея кукол» впервые был поставлен 20 февраля 1897 года в Большом театре. Балетмейстер Хосе Мендес, художник Карл Вальц, дирижер Сергей Рябов. Партию Феи кукол исполнила Аделина Джури. В 1900 году спектакль возобновил балетмейстер Иван Хлюстин.

Премьеру в Петербурге решили дать на сцене Императорского Эрмитажного театра в рамках очередного вечера для царской семьи и ее высокопоставленных гостей. Декорации и костюмы были заказаны Льву Баксту. В своих воспоминаниях Александр Бенуа свидетельствует: «Бакст сразу почуял все, что он может извлечь из сюжета, если перенести действие из современности в 50-е годы и из Вены — в наш родной Петербург. Вспомнилась та особая радость, которую вызывали в детстве игрушечные лавки в Гостином дворе. Моя же к тому времени очень разросшаяся коллекция народных игрушек дала ему чудесный материал для создания в качестве апофеоза целого мира, близкого душе русского ребенка и в то же время обладающего особой прелестью ярких своих красок и своей хитрой затейливостью. Левушка чрезвычайно увлекся работой над „Феей кукол", чему немало способствовало дружное сотрудничество с братьями Легат, Николаем и Сергеем, — не только в качестве первоклассных танцоров, но и в качестве тонких, одаренных неисчерпаемой фантазией постановщиков. Еще о Фокине, как балетмейстере, тогда никто не думал, все надежды возлагались именно на Легатов. Оба артиста не только на лету схватывали идеи, приходившие в голову художника, но разрабатывали их в полном согласии с ним».

Работая над оформлением балета, Бакст стремился выдержать все в едином стиле 1840-50-х годов, изображенные здания Невского проспекта были точной копией домов того времени. Эскизы костюмов персонажей, и особенно кукол, отличались великолепием. Позже по этим рисункам был выпущен специальный комплект из 12 цветных открыток, и любители могли наслаждаться тонким мастерством художника. В балете существовало два мира — настоящий (первая картина) и вымышленный (вторая картина). В последней картине Бакст изобразил предметы, окружавшие оживших кукол, больше их натуральной величины. Это придало действию сказочный характер, где живые артисты походили на подлинных кукол.

Премьера состоялась 7 февраля 1903 года. К партитуре Байера была добавлена музыка из произведений Чайковского, Рубинштейна, Дриго, Лядова и других композиторов. Дирижером был Рикардо Дриго. Директор Императорских театров в своем дневнике записал: «Сегодня состоялось третье представление в Эрмитажном театре. Шла французская пьеса "Permetez madame" и балет „Фея кукол", поставленный по рисункам Бакста братьями Легат. Спектакль прошел хорошо. Кажется, он всем понравился. После ужина Государь ко мне подошел и стал хвалить выбор французской пьесы и ее исполнение. То же самое Государь очень одобрил постановку балета „Фея кукол" и оригинально задуманную идею изобразить 50-е годы в Гостином дворе. Государю понравились и декорации, и костюмы, и исполнение».

Днем 16 февраля 1903 года состоялась премьера этой постановки балета в Мариинском театре. Главные партии исполнили настоящие и будущие звезды русского балета — Матильда Кшесинская (Фея кукол), Ольга Преображенская (Кукла Бебе), Анна Павлова (Испанская кукла), Агриппина Ваганова (Китайская кукла), Вера Трефилова (Японская кукла), Павел Гердт (Главный приказчик), Сергей Легат и Михаил Фокин (два Пьеро). Фокин заменил Николая Легата, танцевавшего эрмитажную премьеру, но заболевшего через несколько дней. Впоследствии в партии Феи кукол выступали Вера Трефилова, Ольга Преображенская, Тамара Карсавина, Эльза Вилль, Елена Смирнова.

Этот спектакль стал не только балетмейстерским дебютом для братьев Легат, им началась карьера замечательного театрального художника Льва Бакста. Благодаря его сценографии спектакль вошел в историю русского балетного театра. Балетмейстерское творчество братьев Легат не получило продолжения из-за трагической смерти Сергея Легата в 1905 году.

Балет имел большой успех и сохранялся в репертуаре театра до 1925 года. Кульминацией спектакля было па-де-труа на музыку Дриго, которое исполняли Фея кукол и два Пьеро. Это единственный номер в оригинальной постановке братьев Легат, сохранившийся до наших дней. Он изредка исполняется в концертных программах артистами Мариинского театра и учениками Академии русского балета имени А. Вагановой.

В 1989 году художественный руководитель Ленинградского хореографического училища Константин Сергеев осуществил для воспитанников постановку балета «Фея кукол». Сергеев видел этот балет в 1922 году, а в 1929 году танцевал партию одного из Пьеро в спектакле Передвижного коллектива под руководством Иосифа Кшесинского. Сергеев говорил, что не имеет «возможности доподлинно возобновить прежний спектакль и это, по существу, новая постановка по мотивам хореографии братьев Легат, первозданную прелесть балету должны придать декорации и костюмы, созданные сегодня по замечательным эскизам Л. Бакста».

Балет состоял из двух картин. В первой происходит бойкая распродажа кукол. Их демонстрируют перед высокомерной и чопорной семьей англичан, самодуром-купцом, чванливой купчихой и их капризной дочкой. Приказчикам трудно угодить привередливым покупателям. И лишь прелестная Фея кукол вызывает всеобщий восторг. Вторая картина — фантастический сон, приснившийся мальчику на посылках, случайно закрытого на ночь в магазине. Перед ним оживает игрушечное царство. Куклы вовлекают его в свой удивительный праздник. Утром появляется хозяин лавки и застает мальчика среди кукол, не успевших занять свои места. Он обрушивает на ребенка свой гнев, но куклы защищают мальчика. Сама Фея кукол останавливает разбушевавшегося хозяина, приводя в изумление приказчиков.

Спектакль пользовался неизменным успехом у зрителей, а обилие действующих лиц и их разнохарактерность давали возможность занять на сцене учеников самого разного возраста.

А. Деген, И. Ступников

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама