Александр Иосифович Батурин

Alexander Baturin

Дата рождения
17.06.1904
Дата смерти
1983
Профессия
Тип голоса
бас-баритон
Страна
СССР
Автор
Александр Иосифович Батурин

Место рождения Александра Иосифовича - местечко Ошмяны, под Вильнюсом (Литва). Будущий певец происходил из семьи сельского учителя. Его отец умер, когда Батурину исполнился только год. На руках у матери, кроме маленького Саши, было ещё трое детей, и жизнь семьи протекала в большой нужде. В 1911 году семья Батуриных переезжает в Одессу, где через несколько лет будущий певец поступает на курсы автомехаников. Чтобы помочь матери, он начинает работать в гараже и в пятнадцать лет уже водит автомашины. Возясь у мотора, молодой шофёр любил петь. Однажды он заметил, что вокруг него собрались коллеги по работе, с восхищением слушая его красивый молодой голос. По настоянию друзей Александр Иосифович выступает на вечере самодеятельности в своём гараже. Успех оказался столь значительным, что на следующий вечер пригласили профессиональных певцов, которые дали высокую оценку А. И. Батурину. От союза транспортных рабочих будущий певец получает направление на учёбу в Петроградскую консерваторию.

Послушав пение Батурина, Александр Константинович Глазунов, который был тогда ректором консерватории, дал следующее заключение: "Батурин обладает выдающимся по красоте, силе и объёму голосом тёплого и сочного тембра..." После вступительных экзаменов певца принимают в класс профессора И. Тартакова. Батурин учился в это время хорошо и даже получал стипендию им. Бородина. В 1924 году Батурин заканчивает с отличием Петроградскую консерваторию. На выпускном экзамене А. К. Глазунов делает запись: "Превосходный голос красивого тембра, сильный и сочный. Ярко талантлив. Ясная дикция. Пластическая декламация. 5+ (пять с плюсом)". Нарком по просвещению, ознакомившись с этой оценкой знаменитого композитора, направляет молодого певца для совершенствования в Рим. Там Александр Иосифович поступает в Музыкальную академию "Санта Чечилия", где занимается под руководством знаменитого Маттиа Баттистини. В миланском театре Ла Скала молодой певец поёт партии Дона Базилио и Филиппа II в "Дон Карлосе", а затем выступает в операх "Бастьен и Бастьенна" Моцарта и "Колен" Глюка. Батурин побывал также и в других городах Италии, участвуя в исполнении Реквиема Верди (Палермо), выступая в симфонических концертах. После окончания Римской академии певец совершает гастрольную поездку по Европе, посещает Францию, Бельгию и Германию, а затем возвращается на родину и в 1927 году его зачисляют солистом в Большой театр.

Первое его выступление в Москве состоялось в партии Мельника ("Русалка"). С тех пор Александр Иосифович исполнил на сцене Большого множество ролей. Он поёт как басовые, так и баритоновые партии, потому что диапазон его голоса необычайно велик и позволяет справляться с партиями Князя Игоря и Гремина, Эскамильо и Руслана, Демона и Мефистофеля. Такая широта диапазона явилась результатом напряжённой работы певца над постановкой голоса. Сказались, конечно, и отличная вокальная школа, которую прошёл Батурин, приобретённое им умение пользоваться различными регистрами голоса, изучение техники звуковедения. Особенно интенсивно работает певец над образами русской оперной классики. Слушатели и критика особо отмечают созданные артистом образы Пимена в "Борисе Годунове", Досифея в "Хованщине", Томского в "Пиковой даме".

С тёплым чувством вспоминал Александр Иосифович Н. С. Голованова, под руководством которого он приготовил партии Князя Игоря, Пимена, Руслана и Томского. Творческий диапазон певца расширило знакомство с отечественным фольклором. А. И. Батурин проникновенно пел русские народные песни. Как отмечала критика тех лет: "особенно удаются ему "Эй, ухнем" и "Вдоль по Питерской"..." В годы Великой Отечественной войны, когда Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве (Самара), на его сцене была осуществлена постановка оперы Дж. Россини "Вильгельм Телль". Александр Иосифович, исполнявший заглавную партию, так рассказывал об этой работе: "Мне хотелось создать яркий образ мужественного борца с угнетателями своего народа, фанатически защищающего свою родину. Я долго изучал материал, старался ощутить дух эпохи, чтобы нарисовать правдивый реалистический образ благородного народного героя." Разумеется, вдумчивая работа принесла свои плоды.

Много внимания уделял Батурин работе над обширным камерным репертуаром. С увлечением исполнял певец произведения современных композиторов. Он стал первым исполнителем посвящённых ему Д. Д. Шостаковичем шести романсов. Принимал А. И. Батурин участие и в симфонических концертах. К числу удач певца современники относили исполнение им сольных партий в Девятой симфонии Бетховена и симфонии-кантате "На поле Куликовом" Шапорина. Снялся также Александр Иосифович в трёх кинофильмах: "Простой случай", "Концерт-вальс" и "Земля".

После войны в Московской консерватории А. И. Батурин вёл класс сольного пения (среди его учеников Н. Гяуров). Он подготовил также научно-методический труд "Школа пения", в котором стремился систематизировать свой богатый опыт и дать подробное описание приёмов обучения пению. С его участием был создан специальный фильм, в котором широко освещены вопросы вокальной теории и практики. Долгое время в Большом театре Батурин работал педагогом-консультантом.

Дискография А. И. Батурина:

  1. "Пиковая дама", первая полная запись оперы в 1937 году, партия Томского, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр - С. А. Самосуд, в ансамбле с К. Держинской, Н. Ханаевым, Н. Обуховой, П. Селивановым, Ф. Петровой и др.
    (В настоящее время эта запись выпущена за рубежом на CD)

  2. "Пиковая дама", вторая полная запись оперы 1939 года, партия Томского, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр - С. А. Самосуд, в ансамбле с К. Держинской, Н. Ханаевым, М. Максаковой, П. Норцовым, Б. Златогоровой и др.
    (Эта запись также выпущена за рубежом на CD)

  3. "Иоланта", первая полная запись оперы 1940 года, партия врача Эбн-Хакия, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр - С. А. Самосуд, в ансамбле с Г. Жуковской, А. Большаковым, П. Норцовым, Б. Бугайским, В. Левиной и др.
    (В последний раз эта запись выпускалась на грампластинках "Мелодии" в 1983 году)

  4. "Князь Игорь", первая полная запись 1941 года, партия Князя Игоря, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр - А. Ш. Мелик-Пашаев, в ансамбле с С. Пановой, Н. Обуховой, И. Козловским, М. Михайловым, А. Пироговым и др.
    (В настоящее время эта запись переиздана на CD в России и за рубежом)

  5. "Поёт Александр Батурин" (грампластинка фирмы "Мелодия"). Арии из опер "Князь Игорь", "Иоланта", "Пиковая дама" (фрагменты полных записей этих опер), ариозо Кочубея ("Мазепа"), куплеты Эскамильо ("Кармен"), куплеты Мефистофеля ("Фауст"), "Поле битвы" Гурилёва, "Блоха" Мусоргского, две русские народные песни: "Ах, Настасья", "Вдоль по Питерской".

реклама

вам может быть интересно

Раду Лупу Пианисты

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама