Konstantin Boyarsky
Окончил Ленинградский хореографический техникум в 1935 (ученик В. Пономарева), в 1941 балетмейстерские курсы (ученик Ф. Лопухова). В 1935-41 в Мариинском театре исполнил партии: Иван-дурачок («Конек-Горбунок»), Андрей («Катерина»), Юноша («Бахчисарайский фонтан»), Жан («Пламя Парижа») и др. В 1945-56 балетмейстер и танцовщик Театра музыкальной комедии, в 1956-67 балетмейстер Малого театра, в 1967-74 художественный руководитель «Ленинградского балета на льду».
Поставил балеты: «Барышня-крестьянка» (ЛХУ, 1940), «Волшебная флейта» (ЛХУ, 1941); в Малом театре: «Франческа да Римини» (1959), «Накануне» (1960), «Классическая симфония» (1961), «Орфей» (1962), на муз. Д. Шостаковича: «Встреча», «Директивный бантик», «Барышня и хулиган» (все — в 1962); «Круг ада» (1964), «История одной девушки» («Гадюка», 1967); «Нунча» Д. Толстого (ЛХУ. 1964), «Жемчужина» (Театр им. Кирова, 1965), татшы в операх и опереттах. Возобновил балеты «Лебединое озеро» (1958), «Эрос» (1959), «Петрушка» (1961), «Жар-птица» (1962). Поставил фильм-балет «Барышня и хулиган», телефильм «Пахита» (композиция по М. Петипа), телефильм «Нунча».
Жизнь балетного спектакля зависит от многих причин: от таланта хореографа, составов исполнителей, наличия в труппе ярких индивидуальностей, от планов, устремлений и вкусов руководства театра.
Балетмейстер никогда не дробил труппу на «старых и малых», в его спектаклях были заняты такие корифеи, как Мария Мазун, Вера Станкевич, Юрий Литвиненко, Нина Мириманова, Леонид Вариченко, увлеченно работавшие с «младым поколением» — Ларисой Климовой, Николаем Боярчиковым, Наталией Янанис, Вениамином Зиминым, Людмилой Филиной, Адолем Хамзиным.
Время Константина Боярского — это годы, когда балет Малого театра оперы и балета смело экспериментировал, привлекал к работе ленинградских композиторов, сценаристов и художников, использовал самые неожиданные литературные источники для создания либретто.
Константин Федорович всегда оставался личностью ищущей, нередко поступающей вопреки установленным канонам и нелегким обстоятельствам. Опыт Боярского во многом способствовал рождению спектаклей, созданных балетмейстерами новых поколений.
Литература: Энтелис Л. Балеты па музыку Чайковского.— Ленингр. правда, 1959, 7 мая; Эльяш Н. Традиции и традиционность.— Театральная жизнь, 1962, № 23; Шумилова Э. Юбилейный тпиптих.— Там же, 1963, № 14; Дьяконов А. Несчастливая «Жемчужина».— Сов. культура, 1965, 10 июля.
И. Ступников