Брамс. Струнный квартет No. 1

String Quartet No. 1 (c-moll), Op. 51

Композитор
Год создания
1873
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

По признанию Иоганнеса Брамса, для струнного квартета он создал около двух десятков партитур, но большую часть этих произведений он уничтожил. Лишь три струнных квартета композитор счел возможным представить публике. К созданию их композитор шел долго – замысел возник в середине 1850-х гг. Из переписки композитора со скрипачом Йозефом Иоахимом известно, что в 1865 г. был завершен до-минорный квартет, но невозможно с уверенностью утверждать, что речь шла именно о том произведении, которое впоследствии было опубликовано. В 1869 г. были завершены два струнных квартета, но Брамс не был удовлетворен. Он продолжал работу, Первый и Второй квартеты были завершены в 1873 г., а Третий – в 1875 г. Струнные квартеты стали для Брамса непосредственным подступом к созданию симфоний. Некоторые особенности роднят квартеты с симфониями Брамса – тематизм их относительно прост, но он подвергается интенсивному развитию, которым насыщаются не только экспозиционные, но и разработочные разделы. Это характерно для всех трех квартетов, но каждый из них характеризуется индивидуальными особенностями.

Квартет № 1 до минор отличается сумрачным характером. Из всех струнных квартетов Иоганнеса Брамса это наиболее драматичный. В нем особенно явственно выражен принцип тематического единства. Весь его тематизм зарождается из одного источника, каковым является главная партия первой части – Allegro. В качестве тематических зерен выступают различные интонации, составляющие эту тему – восходящий поступенный ход от первой ступени до третьей, нисходящий ход на малую септиму, движение по звукам тонического трезвучия. Тема охватывает широкий диапазон. Развитие мотивов главной партии пронизывает музыкальную ткань, материал побочной партии зарождается в недрах главной – и благодаря этому тип изложения в экспозиции максимально приближается к разработочному. Парадоксальным образом в разработке очертания тематизма становятся более рельефными, этому способствуют контрастные сопоставления. Другой парадокс первой части заключается в том, что в ней есть драматическая напряженность, но нет борьбы, не столкновения противоборствующих начал. Allegro отличается мрачным колоритом, в нем почти нет мажора, а там, где он все-таки появляется – после колоссального эмоционального нарастания, его ладовый колорит воспринимается не как просветленный, а как холодный и отстраненный.

В последующих частях продолжается кристаллизация и развитие тематического материала. Во второй части – Poco adagio – ля-бемоль-мажорная первая тема ритмически и интонационно связана с первой частью, вторая тема – ля-бемоль-минорная – прерываемая паузами, отличается большей лирической непосредственностью (мир страдающей человеческой души словно раскрывается постепенно). Первая тема при втором проведении становится более мягкой благодаря триольному движению.

В третьей части – Allegretto – первая тема содержит в себе противоречие: в основе ее лежит жалобная интонация нисходящей секунды, но она несется в непрерывном движении. Лирическая экспрессия темы усиливается благодаря появлению увеличенных секунд. Весьма необычным для этого произведения оказывается изложение темы – ее довольно долго ведет первая скрипка, сопровождаемая функционально определенным и ясным басом. Во второй теме еще сильнее выражено соотношение непрерывного движения и лирической экспрессии. Напряжение ослабевает в фа-мажорном трио, кажущемся беззаботно-радостным.

Финал – Allegro – основывается на тех же тематических элементах, что и первая часть, сходен он с нею и по образному строю.

Камерно-инструментальное творчество Брамса

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама