Шуман Роберт

Категории словаря
Роберт Шуман / Robert Schumann

Творческий портрет Шумана
Список сочинений Шумана

Шуман (Schumann) Роберт Александер (8 VI 1810, Цвиккау — 29 VII 1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне) — немецкий композитор и музыкальный писатель. Родился в семье книгоиздателя. Уже в детстве Шуман проявил разнообразные художеств. дарования, соединённые с настойчивым трудолюбием. Он сочинял стихи, пьесы, переводил на нем. яз. произв. антич. классиков; в 15 лет создал кружок для изучения отечеств. лит-ры. В 7-летнем возрасте пытался сочинять танц. пьесы для фп., а в 13 лет с успехом выступал как пианист на школьных вечерах. По настоянию матери Шуман избрал карьеру юриста. С 1828 он студент Лейпцигского ун-та и одноврем. ученик известного фп. педагога Ф. Вика. С 1829 — в Гейдельбергском ун-те. Изучая юриспруденцию, Шуман все более интересовался музыкой и лит-рой. На домашних вечерах у А. Ф. Ю. Тибо, профессора права и просвещённого любителя музыки, он познакомился с произв. композиторов-классиков, в частности с ораториями Г. Ф. Генделя. Сильное впечатление произвела на него игра Н. Паганини, к-рого он услышал в 1830 во Франкфурте-на-Майне. В качестве пианиста Шуман-студент привлёк к себе живой интерес гейдельбергской публики. Преодолев упорное сопротивление матери и братьев, считавших артистич. карьеру крайне рискованной, Ш. целиком посвятил себя музыке. В 1830 он возвратился в Лейпциг. Параллельно с занятиями у Вика Ш. около года изучал муз.-теоретич. предметы под рук. композитора и дирижёра Г. Дорна. Применив механич. приспособление для ускорения тренировки пальцев, Ш. повредил правую руку; лечение оказалось безуспешным. Так навсегда разрушилась мечта Ш. о деятельности артиста. Но в 30-е гг. во всём своём богатстве раскрылся его композиторский гений. Одно за другим появляются его лучшие произв. для фп. В апр. 1834 начал выходить основанный Ш. журн. «Neue Zeitschrift fur Musik», орган молодого прогрессивного направления в нем. музыке. Круг друзей и единомышленников, объединившихся вокруг журнала и его руководителя, Ш. назвал «Давидсбундом» (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В сер. 1830-х гг. участниками шумановского кружка в Лейпциге были пианист и композитор Л. Шунке, пианист Ю. Кнорр, дирижёр Ф. Штегмайер, поэт Э. Ортлепп и др. По словам Ш., «Давидсбунд» был более всего «духовным, романтическим союзом», и бюндлерами он охотно называл всех, в ком чувствовал дух смелых, благородных исканий (в частности, Ф. Шопена, Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона).

Ко 2-й пол. 1830-х гг. относится напряжённая борьба Ш. за право соединить свою судьбу с Кларой Вик, ярко одарённой пианисткой, дочерью и ученицей Вика. Отец Клары, опасавшийся материальной необеспеченности Ш., согласился на их брак лишь после решения суда, к-рое вступило в силу в 1840. Этот год ознаменован в жизни Ш. особенно большим творч. подъёмом. Он принёс св. 100 вок. произв. и среди них — крупнейшие творч. достижения композитора в данной области. В 1840-50-е гг. рамки творчества Ш. расширяются: создаются симфонии, камерные ансамбли, возникают проекты разл. опер (окончена лишь «Геновева»). С 1843 Ш. нек-рое время преподавал в созданной усилиями Ф. Мендельсона Лейпцигской консерватории (классы фп., сочинения и чтения партитур). Вместе с женой Ш. предпринял ряд конц. поездок; наиболее длительной и богатой впечатлениями была их поездка весной 1844 в Россию, где в среде петерб. и моск. любителей музыки композитор встретил тёплый приём и чуткое понимание. В кон. 1844 Ш. с семьёй переселился в Дрезден, в 1850 — в Дюссельдорф. В этих городах наряду с композиторской деятельностью Ш. руководил хор. коллективами, дирижировал симф. оркестрами. С кон. 1840-х гг. постепенно обострилась давно тревожившая Ш. психическая болезнь. Периоды творч. активности сменяются тяжёлой депрессией. 27 февр. 1854, движимый безотчётным страхом, Ш. бросился в Рейн, его спасли рыбаки. Последние два года жизни композитор находился в психиатрич. лечебнице доктора P. Рихарца в Энденихе.

Шуман — один из самых ярких представителей прогрессивного романтич. иск-ва 19 в. (см. Романтизм). Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Ш. было антитезой атмосфере мещанской Германии 20-х — 40-х гг. 19 в. Бросая вызов этому царству духовной нищеты, оно звало в мир высокой человечности, воспевало богатство, красоту и силу чувства. Нетерпеливая страстность и гордая мужественность, тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатлений и мыслей — таковы наиболее характерные черты музыки Ш.

1830-е гг. — время первого расцвета его творчества. С ним связано создание лучших фортепианных произведений Шумана. Их большая часть — циклы миниатюр лирико-драм., изобразит. или «портретного» жанров. Один из самых типичных — «Карнавал» (1835). В основе этой сюиты лежат 3 родственных мотива; буквенное обозначение звуков мотивов составляет название чеш. городка Аш, где жила увлекавшая в то время Ш. пианистка Эрнестина фон Фриккен (Asch — as-c-h или a-(e)s-c-h или (e)s-c-h-a); из тех же обозначений можно было извлечь первые буквы фамилии композитора (Sсh). Мотивы «Карнавала» получали т. о. импонировавший композитору-романтику скрытый символич. смысл, обладая вместе с тем и богатой чисто муз. выразительностью. В сюите перед слушателями пёстрой чередой проходят праздничные сценки, танцы, маски (Пьеро, Арлекин, Коломбина, Панталоне, «Танцующие буквы»). Два контрастных романтич. вальса рисуют «Кьярину» (Клару Вик) и «Эстреллу» (Эрнестину фон Фриккен). В отд. пьесах даны портреты выдающихся муз. современников автора — Паганини и Шопена, а также два автопортрета, представленные в лицах Флорестана и Эвсебия (олицетворение двойственности его натуры). Финальный «Марш давидсбюндлеров против филистеров» — муз.-драматургич. и идейная кульминация всего цикла, выражение неукротимой энергии и силы романтич. души.

По содержанию и по форме к «Карнавалу» ближе всего «Бабочки» (1831). Этот цикл навеян сценой маскарада из романа «Юношеские годы» любимого писателя Ш. — Жан Поля. Всегда свойственный Ш. интерес к причудливо контрастному и многообразному отражению жизни с особой наглядностью выражен в финальной пьесе «Бабочек»; здесь примитивное соединено с возвышенным: тема романтич. вальса звучит вместе со старомодным и глуповато-смешным «Гросфатером». В цикле «Давидсбюндлеры» (1837) контрасты настроений,- то бурно романтических или шутливых, то нежно мечтательных,- автор связывает с именами Флорестана и Эвсебия. Аналогич. сопоставления образуют драматургич. основу «Крейслерианы» (1838). Этот цикл из восьми «фантазий», названный так по имени героя Э. Т. А. Гофмана, — «безумного капельмейстера» Иоганнеса Крейслера, — принадлежит к числу самых вдохновенных произв. Ш. Композитор не стремился проиллюстрировать творения писателя, он создал лишь их муз. аналог: мир, в к-ром царит высшая романтич. интенсивность душевной жизни.

Популярнейший из вариационных циклов Шумана — «12 симфонических этюдов» (1-я ред. 1837; 2-я ред. 1852) — написан на тему (вероятно, народную по происхождению), заимствованную у музыканта-любителя И. фон Фриккена (приёмного отца Эрнестины). О развитии этой темы в «12 симфонических этюдах» Ш. писал: «Я очень хотел бы постепенно возвысить траурный марш до величавого победного шествия и тем самым внести некоторый драматический интерес» (Письма, т. 1, М., 1970, с. 237). Название цикла отразило стремление автора передать средствами фп. нек-рые элементы орк. звучности.

Типично шумановские настроения страстной тоски, драматизма, героич. порыва отражены в его 3 фп. сонатах (No 1, 1835; No 2, 1835, новый финал — 1838; No 3, с темой из Andantino Клары Вик, 1836) и 3-частной фантазии C-dur (1838). Наряду с большими и сложно построенными композициями Ш. создал ряд фп. сюит и сб-ков разнохарактерных пьес. Таковы «Фантастические пьесы» (1837), куда входят классич. образцы шумановской программной миниатюры — «Вечером» («Des Abends»), «Ночь» («In der Nacht», автор связывал эту пьесу с легендой о Геро и Леандре, изложенной в «Героидах» Овидия), «Порыв» («Aufschwung»), «Почему?» («Warum») и др., а также «Детские сцены» (1838), «Лесные сцены» (1849), «Альбом для юношества» (1848). В связи с последним, педагогическим по направленности сб-ком возникло собрание шумановских афоризмов «Жизненные правила для музыкантов» («Musikalische Haus- und Lebensregeln»).

В своём вокальном творчестве Шуман развил шубертовский тип лирической песни. В тонко разработанном рисунке сольной партии и в сопровождении песен Ш. запечатлел и детали настроений, и поэтич. подробности текста, и интонации живой речи. Значительно возрастает у Ш. роль фп. сопровождения, дающего богатую нюансировку образа и нередко досказывающего содержание песни. Один из самых выдающихся вок. циклов Ш. — «Любовь поэта» на стихи из «Лирического интермеццо» Г. Гейне (1840). Бесконечно разнообразны эмоциональные оттенки, выраженные в 16 песнях этого цикла: бурные взрывы тоски («Если б цветы угадали»), грустная красота воспоминаний, ласковая умиротворённость («Слышу ли песни звуки», «Я утром в саду встречаю»), моменты глубокого трагизма («Я не сержусь», «Во сне я горько плакал») и столь близкая Ш., чисто гейневская ирония («Вы, злые, злые песни»). В цикле «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840) находят отражение события общечеловеческой повседневности: девическая влюблённость, радость замужества, радость первого материнства, наконец, обыденная драма смерти. Но в простых картинах «из жизни» переданы душевное богатство, сложность и тонкость психологич. состояний. Разнообразные по содержанию песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона и др. (1840), «Круг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). Лирика нередко соединяется в песнях Ш. с поэзией природы и с фантастикой. Характерны в этом отношении «Лунная ночь», «Весенняя ночь», «Сумерки» из «Круга песен»; здесь же песня «Встреча в лесу» — типичная для нем. романтиков сцена ночной встречи заблудившегося охотника с рейнской русалкой Лорелеей. В вок. балладах и в песнях-сценах Ш. затронул весьма широкий круг сюжетов: темы сильной страсти с роковым исходом («Братья-враги», ор. 49 No 2, на сл. Г. Гейне), отвергнутой кроткой любви («Музыкант», ор. 40 No 4, на сл. X. К. Андерсена; «Бедный Петер», ор. 53 No 3, на сл. Гейне), обманчивых счастливых ожиданий («Сон матери», ор. 40, No 2, на сл. Андерсена). Яркий образец гражд. лирики Ш. — широко известная баллада «Два гренадера» (ор. No 49 No 1, на сл. Гейне). Нек-рые из шумановских баллад представляют собой широко развёрнутые вок.-инстр. композиции («Невеста льва», ор. 31 No 1, на стихи А. Шамиссо; «Перчатка», ор. 87, на сл. Ф. Шиллера). Многие песни Ш. — простые сценки или портретные зарисовки из быта, музыка их очень близка к нем. нар. песне («Воскресный день на Рейне», ор. 36 No 1, на сл. Р. Райника; «Народная песенка», ор. 51 No 2, на сл. Ф. Рюккерта).

Оратория «Рай и Пери» (1843) написана на сюжет одной из частей «восточного романа» Т. Мура «Лалла Рук». В драм. эпизодах этой оратории, так же как и в «Сценах из Фауста» по Гёте (1853), Ш. близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. В основу его единств. оперы «Геновева» (1848) легла ср.-век. легенда, получившая отражение во франц. и нем. лит-ре (либретто по пьесам Ф. Хеббеля и Л. Тика написано Р. Райником совм. с композитором). Стремясь углубить содержательность и усилить муз. сценич. целостность своего оперного произв., Ш. во многом приближался к формировавшимся уже в то время идеалам Р. Вагнера. Одной из крупных творч. удач композитора явилась его музыка к драм. поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849, увертюра и 15 муз. номеров — вок. ансамбли, хоры и мелодекламации).

В 4 симфониях Шумана господствуют светлые, жизнерадостные настроения. Преобладающее место занимают эпизоды песенного, танц., лирически-картинного характера. В симфонии No 1 (т. н. Весенняя, 1841) дана ликующая картина пробуждения природы. Мотивы борьбы и торжества человеческой воли стали осн. содержанием симфонии No 2 (1846). Самая монументальная из симфоний Ш. — No 3 (т. н. Рейнская, 1850) несомненно связана с личными впечатлениями композитора от любимого «старого Рейна». Великая река для Ш. — прежде всего дух родины, пафос её нац. жизни. Более лирична симфония No 4 (1841, 2-я ред. 1851), к-рую завершает праздничный финал. В жанре инстр. концерта вершиной творчества Ш. является концерт для фп. (1845). Наиболее яркая и широко развёрнутая 1-я часть этого цикла (Allegro affetuoso) вначале проектировалась композитором как самостоят. одночастное произв. под назв. «Фантазия»; позднее к ней были присоединены медленное Интермеццо и бравурный финал. Среди многочисл. камерно-инстр. ансамблей Ш. особенно популярен фп. квинтет (1842), одинаково выдающийся и по глубине мыслей и по совершенному мастерству; 2-я часть квинтета — одно из величайших в мировой муз. классике воплощений мужественной, гражд. скорби.

Стиль Шумана тесно связан с нем. нар.-бытовым иск-вом, с традициями отечеств. и мировой муз. классики. При этом Ш. не свойственно было пассивное следование традициям; он вошёл в историю музыки как один из смелых новаторов. Две главные задачи лежали в основе стилистич. исканий Ш. Он стремился, во-первых, зафиксировать единичное, т. е. запечатлеть характерное, неповторимое своеобразие отд. факта или впечатления; во-вторых, с новой полнотой и непосредственностью передать общее, иначе говоря, воплотить жизненный процесс со всеми его контрастами, явными и скрытыми связями, с его прихотливо сложной «драматургией». Особенно типична для Ш. сюита «сквозного строения». В такого рода циклах миниатюр важен сжато выраженный индивидуальный характер каждой пьесы («портрет», сценка, эмоциональная реакция), но в неменьшей степени — и способы соединения пьес. Объединяющую роль часто играет принцип рондо. Своеобразие рондообразных композиций Ш. в том, что функция рефрена присваивается то одному, то другому тематич. эпизоду и изложение приобретает романтически непринуждённый характер («Blumenstuck», Hoвелетта No 6). Нередко родство сопоставляемых пьес или эпизодов достигается с помощью варьирования; так вырабатывается характерная для Ш. сюитно-вариационная форма. Ш. в значит. мере обогатил вариационную технику, создав новые разновидности т. н. «свободных вариаций». В процессе развития тема коренным образом меняет свой первоначальный облик, чередуется или сплетается с новым, порой контрастным тематич. материалом («Симфонические этюды»). В нек-рых произв. Ш. реформировал тип исходной темы. Роль темы выполняет не законченная муз. мысль, но некий «эскиз» или фрагмент, к-рый заключает в себе лишь отд. выразит. интонации, используемые далее в разл. пьесах цикла («Карнавал», «Давидсбюндлеры»). В цикле «Крейслериана» отсутствует даже эскизное изложение исходной мысли, но тематич. материал всех частей обнаруживает глубокое родство.

В трактовке сонатной формы Шуман стремился к цели, родственной его «сквозным сюитам»: создать одноврем. впечатление множества и единства. Возрастают количество и образная контрастность вводимых в сонатный цикл самостоят. тематич. разделов, вместе с тем эти разделы возникают как свободная трансформация нек-рых исходных муз. мыслей (соната No 3, часть 1; Фантазия ор. 17, часть 1). Всё это достигается взаимопроникновением принципов сонатного Allegro, рондо и темы с вариациями. Композитор стремился к «сквозному» использованию нек-рых тем в разных частях цикла (фп. квинтет, симфония No 2). Предусматривая возможность исполнения всех или нек-рых частей без перерыва, Ш. близко подошёл к созданию одночастной романтич. поэмы (симфония No 4, концерт для фп. с оркестром, концерт для скрипки с оркестром).

Мелодический стиль Шумана определяется стремлением композитора к резко выраженной индивидуализации образа. «Зерно» мелодии обладает у Ш. большой интонационно-ритмич. характерностью, что делает активным не только начало, но и развитие мелодич. мысли. Инерция мелодич. движения преодолевается с помощью мн. общеромантич. приёмов. Особенно были любимы композитором приёмы маскировки мелодич. рисунка: мелодия, то выплывая из аккомпанирующей фигурации, то вновь скрываясь в ней, как бы живёт особой жизнью.

В создании шумановского характерного тематизма велика роль гармонии. Подобно др. романтикам, композитор охотно соединял аккордовые звуки с неаккордовыми. Всегда сообразуясь с классич. нормами голосоведения, Ш. вместе с тем подчёркивал специфич. эффекты «нарушений». Прибавление «чужих» звуков стало важным элементом в создании индивидуальной выразительности муз. образа, сообщая ему, напр., мрачную таинственность («Вещая птица», см. «Лесные сцены», No 7), дерзкую шутливость (Новелетта No 3) или характер нежного мерцания («Вечером», см. «Фантастические пьесы», No 1). Если неаккордовые звуки усилили локальную выразительность образа, то тесное соприкосновение далёких тональностей явилось для Ш. важным средством активного развития. Смелые модуляции и тональные отклонения способствовали показу одного образа в резко контрастных освещениях; такого рода «уходы» и «возвращения» придали шумановским миниатюрам особенный внутр. динамизм («Бабочки», No 1; «Арабеска»). Сопоставление далёких тональностей усилило также контрастность самостоят. тематич. разделов («Венский карнавал», часть 1-я).

Столь существенная для Шумана интенсивность всего процесса муз. развития часто достигается с помощью полифонии. Композитор был особенно склонен к имитационному изложению, к проведению самостоят. линий в разных пластах фактуры. Разные линии нередко выступают у Ш. в виде скрытой полифонии, т. е. сконцентрированы преим. в одном голосе («Крейслериана», No 1; «Давидсбюндлеры», No 5). Этот заимствованный у классиков вид изложения Ш. вводит в новый стилистич. контекст, что придаёт ему оригинальность.

Шуман принадлежит к числу самых блестящих и своеобразных муз. критиков 19 в. Он был организатором и на протяжении десяти лет (1834-44) активным сотрудником лейпцигского муз. журн. «Neue Zeitschrift fur Musik». Гл. задачами журн. Ш. считал пропаганду наследия муз. классиков, борьбу против антихудожеств. тенденций муз. современности, поддержку новой романтич. школы в европ. музыке. Ш. резко критиковал салонное муз. пустословие, виртуозное щегольство, равнодушие к иск-ву под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Источник могучего «морального укрепляющего воздействия на человека» он видел в творчестве И. С. Баха. В произв. Л. Бетховена Ш. покоряли огромный масштаб творч. идей, жизненная конкретность и демократичность. Композиторы-романтики с их высокими духовными стремлениями для Ш. — прямые продолжатели классиков. Увлечённо и с глубоким, точпым пониманием предмета писал он о произв. Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, У. Беннетта; он первым обратил внимание на дебют И. Брамса. Полноценная художеств. критика предполагает, по мнению Ш., сочетание ряда условий: художеств. восприимчивости, спец. знаний, а также знания жизненного «контекста» произв., т. е. историч. и биографич. данных. Критикой «высшего ранга» Ш. считал такую, к-рая воздействует «подобно впечатлению от породившего её произведения». Отсюда, в частности, лит. своеобразие статей Ш.: нек-рые из них написаны в форме писем, другие в виде диалогов, живых сценок, непринуждённых записей в дневнике или афоризмов; большую роль играют в них поэтич. ассоциации, образные истолкования музыки. Характерная черта Ш.-критика — соединение сердечности и иронии, в чём он особенно близок к Жан Полю и Э. Т. А. Гофману. Идеалы Ш. были близки всем передовым музыкантам 19 в. Его высоко ценили Мендельсон, Берлиоз, Лист. В России творчество Ш. пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки», к-рые видели в Ш., по словам В. В. Стасова, «не только громадность таланта, но независимость мысли, смелость дерзания на новые пути».

Основные даты жизни и деятельности

1810 — 8 VI. В Цвиккау (Саксония) в семье совладельца книгоиздат. фирмы «Братья Шуман» Августа Ш. род. сын Роберт Александер.

1817 — Посещение частной школы священнослужителя Г. Дёнера.- Начало изучения иностр. яз. (лат., позднее франц. и др.-греческого).- Первые уроки фп. игры у педагога местной гимназии, органиста И. Г. Кунцша.- Импровизации на фп. и первые попытки сочинения музыки (танц. пьесы).

1819 — VIII. Первое впечатление от игры мастера: Ш. слушает И. Мошелеса (Карлсбад).

1820 — Поступление в гимназию.- Ш. сочиняет и с участием товарищей разыгрывает на домашней сцене «разбойничьи комедии».

1821 — Активное приобщение к классич. музыке (исполняет произв. Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена).

1822 — Ш. руководит домашним любительским инстр. ансамблем.- Сочинение и исп. на одном из домашних концертов первого относительно крупного произв. — «150-го псалма для хора и оркестра» (не сохранилось).- Увлечение художеств. лит-рой.

1823 — Первые поэтич. опыты, собранные в тетради «Листки и цветочки из Золотой долины». — Первые выступления в качестве пианиста на домашних и гимназич. вечерах.

1825 — Ш. участвует в деятельности гимназического «Шульфербунда» и организует лит. кружок «Введение в нем. лит-ру». 1827.- Знакомство с певицей А. Краус; большое впечатление от песен Шуберта. — Первые опыты в области вок. музыки: песни на стихи Дж. Байрона, Э. Шульце, на собств. стихотворение «Sehnsucht» («Томление»). — Работа над фп. концертом e-moll (не окончен, не издан). — Глубокий интерес к творчеству Жан Поля.

1828 — Окончание гимназии. — Участие в подготовке нем. издания лат. лексикона Форчеллини («Lexicon totius latinatis»). — 24 III. Отъезд в Лейпциг. — 29 III. Поступление в Лейпцигский ун-т на юридич. ф-т. — Первая встреча с Кларой Вик.- Путешествие с другом Г. Розеном: Байрёйт (посещение жан-полевских мест), Нюрнберг, Аугсбург, Мюнхен (встреча с Г. Гейне). — V. Начало занятий по фп. у Ф. Вика.

1829 — Перевод в Гейдельбергский ун-т. — 11 V — 21 V. По пути в Гейдельберг посещение городов, расположенных на Майне и Рейне (Франкфурт, Висбаден, Хохгейм, Зрбах, Готтен-гейм, Газенгейм, Рюдесгейм, Кобленц, Майнц, Мангейм). — VIII-X. Путешествие по Швейцарии и Сев. Италии (Базель, Баден, Цюрих, Брешиа, Милан, Венеция). — Успехи Ш.-пианиста (Гейдельберг, Мангейм).

1830 — Поездка во Франкфурт-на-Майне на концерт Паганини. — Совершенствование фп. игры и первые зрелые фп. соч.- VII-VIII. Переписка с матерью о выборе муз. профессии. — X. Возвращение в Лейпциг и возобновление занятий у Вика. 1831. — VI. В дневниковых записях появляются имена персонажей будущего «Давидсбунда». — 12 VII. Начало занятий муз.-теоретич. предметами у Г. Дорна (занимался до IV 1832). — Усиленная технич. тренировка на фп. — X. Первые признаки болезни правой руки. — Выход в свет первого фп. произв.- 7 XII. Публикация первой статьи Ш. (о Шопене, лейпцигская «Allgemeine musikalische Zeitung»).

1832 — V. Возвращение Клары Вик в Лейпциг после длительного турне и её повседневное общение с Ш. — Неизлечимая болезнь руки, потеря надежды на артистич. будущность пианиста-виртуоза. — 18 XI. Исп. 1-й части «Юношеской» симфонии (g-moll) в Цвиккау.

1833 — Формирование шумановского "Давидсбунда«.- Глубокое душевное потрясение, вызванное смертью брата Ш. — Юлия и невестки Розалии (жены брата Карла); первая вспышка психич. недуга.

1834 — 3 IV. Выход в свет первого номера муз. журн. «Neue Zeitschrift fьr Musik», основанного Ш. — Увлечение ученицей P. Вика Эрнестиной фон Фриккен. — IX. Помолвка с Эрнестиной (разрыв в 1835).

1835 — Возвращение Клары Вик в Лейпциг после длительного турне.- Переезд в Лейпциг Мендельсона и начало длительной дружбы с ним. — 27 IX. Первая встреча с Ф. Шопеном во время его однодневного посещения Лейпцига.

1836 — 7 II — 11 II. Тайные встречи Роберта и Клары в Дрездене, клятва верности; Вик отказывает Ш. от дома и полностью изолирует от него Клару. — 12 IX. Вторая и последняя встреча Ш. с Шопеном (Лейпциг).

1837 — 13 VIII. Первое исп. неск. пьес из «12 симфонических этюдов» Кларой Вик (Лейпциг).- 14 VIII. Тайное обручение Клары Вик и Ш.- 13 IX. Ш. в письме к Вику официально просит у него руки дочери.- 15 X. Отъезд Клары Вик в очередное турне (Дрезден, Прага, Вена) и тайная переписка с ней. 1838.- Клара Вик сообщает Ш. условие, поставленное отцом: Роберт должен обосноваться в др. городе.- 13 V. Возвращение Клары Вик в Лейпциг; мимолётные встречи.- 3 X. Приезд Ш. в Вену.

1839 — Безуспешные попытки получить право на издание журнала в Вене. — Ознакомление с рукописями неизвестных тогда соч. Шуберта, в т. ч. с партитурой «Большой» симфонии C-dur. — 5 IV. Отъезд из Вены. — Последняя попытка получить согласие Вика на брак с его дочерью Кларой. — 16 VII. Роберт и Клара обращаются в суд.

1840 — 24 II. Присуждение Ш. почётной докторской степени философским ф-том Йенского ун-та. — III. Встречи с Листом во время его гастролей в Дрездене и Лейпциге. — В последнем из лейпцигских концертов Лист исполнил 10 пьес из «Карнавала». — Судебный процесс, затянувшийся на 13 месяцев, завершился решением апелляционного суда в пользу Роберта и Клары Вик. — 12 IX. Бракосочетание Роберта и Клары. — Создание св. 100 песен.

1841 — 31 III. Первое исп. симфонии No 1 B-dur, т. н. «Весенней» (Лейпциг, Гевандхауз, дирижёр Мендельсон). — 13 VIII. Исп. «Фантазии» Кларой Ш. (в будущем 1-я часть концерта для фп. с орк. a-moll). — 21 и 25 XI. Концерты Шуманов в Веймаре; встреча с Листом. — 6 XII. Первое исп. симфонии d-moll в ранней ред. (в будущем — симфония No 4; дир. Ф. Давид) и баллады «Два гренадера».

1842 — II-III. Поездка Шуманов по сев. Германии (Бремен, Ольденбург, Гамбург). — VIII. Поездка в Чехию (Теплиц, Шлосберг, Карлсбад, Мариенбад).

1843 — II. Встречи с Берлиозом во время его гастролей в Лейпциге. — IV. Начало педагогич. деятельности в только что открытой Лейпцигской консерватории (классы фп., композиции, чтения партитур). — 4 и 11 XII. Первые исп. оратории «Рай и Пери» (Лейпциг, Гевандхауз, дирижёр Ш.). — Примирительное письмо Ф. Вика (от 15 XII) и возобновление дружеских отношений между ним и Ш.

1844 — II-V. Конц. поездка Шуманов в города Прибалтики (Рига, Митава, Тарту, Нарва), в Петербург и Москву; дружеское общение с братьями Виельгорскими, с А. Л. Гензельтом, встречи с М. И. Глинкой, А. Г. Рубинштейном, А. Н. Верстовским, А. Ф. Львовым, Л. В. Маурером и др. музыкантами; исп. произв. Ш.: симфония No 1 под упр. Ш., фп. квинтет ор. 44, «Крейслериана», песни и др. — Лето и осень. Ухудшение здоровья. — 24 VI. Ш. публикует извещение о передаче руководства журн. «Neue Zeitschrift fьr Musik» О. Лоренцу. — XII. Переезд в Дрезден.

1845 — Частые перерывы в работе из-за обостряющейся нервно-психич. болезни. — Начало дружеских отношений с кругом дрезденских художников (Э. Бендеман, Ю. Хюбнер, Э. Ритшель); общение с Р. Вагнером.- Ш. и Ф. Хиллер руководят «Абонементными концертами в Дрездене» (первые концерты 11 и 25 XI, 9 XII).- Первое исп. фп. концерта a-moll (Дрезден, солистка Клара Ш., дирижёр Ф. Хиллер).

1846 — Начало руководства дрезденским лидертафелем. — 5 XI. Первое исп. симфонии No 2 (Лейпциг, Гевандхауз, дирижёр Ф. Мендельсон).- 10, 15, 26 XII. Концерты Шуманов в Вене (при участии А. Г. Рубинштейна).- Посещение собраний «Конкордии» — объединения венских литераторов и художников (здесь, 12 XII — встреча с Дж. Мейербером); дружественные встречи с поэтом Ф. Грильпарцером.

1847 — 1, 10, 15 I. Концерты Шуманов в Вене (песни в исп. Е. Линд). — Встреча с поэтом Й. Эйхендорфом.- 22 I. Концерт Шуманов в Брюнне.- 30 I и 2 II. Концерты Шуманов в Праге. — 3 II. Отъезд в Дрезден. — 17 II. Исп. «Рая и Пери» в Берлине (дирижёр Ш.).- Лето. Встреча с Ф. Хеббелем, автором драмы "Геновева«.- IV. Концерты и чествование Ш. в Цвиккау.

1848 — I. Начало руководства вновь созданным хоровым ферайном. — Заметки в дневнике о революц. движении в Саксонии («Vцlkerfrьhling» — «народная весна»), о встречах с Р. Вагнером и об его политич. выступлениях.- VI. Исп. в узком кругу заключит. номера «Сцен из „Фауста“» Гёте (Дрезден).

1849 — VIII. Исп. заключит. номера «Сцен из „Фауста“» по случаю 100-летия со дня рождения Гёте в Дрездене, Лейпциге и под упр. Листа в Веймаре.

1850 — 3-29 III. Концерты Шуманов в Бремене, Гамбурге, Альтоне (песни в исп. Е. Линд). — 25 VI. Премьера оперы «Геновева» (Лейпциг, под упр. Ш.).- 2 IX. Переезд в Дюссельдорф.- IX. Вступление в должность городского дирижёра. — 24 X. Открытие абонементных симф. концертов в Дюссельдорфе под упр. Ш.

1851 — 6 II. Первое исп. симфонии No 3 — т. н. Рейнской (Дюссельдорф).- Лето. Встречи с Листом и К. Витгенштейн во время их посещения Дюссельдорфа. — Осень. Начало работы в дюссельдорфских кружках любителей музыки: хоровом и квартетном.

1852 — 5-21 III. Шумановские дни в Лейпциге; исп. новых произв. (оратории «Странствие Розы», симфонии No 3, трио ор. 63 и ор. ПО, сонаты для скр. и фп. a-moll op. 105).- 13 VI. Первое исп. музыки к драм. поэме «Манфред» Байрона (Веймар, под упр. Листа).- Избрание Ш. почётным чл. «Association Royale de Sociйtй lyrique» (Антверпен).- Начало работы над «Собранием сочинений о музыке и музыкантах».

1853 — Выступления на 31-м Нижнерейнском муз. фестивале в Дюссельдорфе; под упр. Ш. исп.: симфония No 4 (новая ред., 15 V), «Праздничная увертюра» (17 V), а также «Мессия» Генделя (15 V).- X. Знакомство и частые встречи с И. Брамсом.- 28 X. Публикация статьи о нём ("Новые пути"),- XI. Конфликт с дирекцией городских концертов, в результате к-рого Ш. прекращает деятельность гор. дирижёра Дюссельдорфа.- XI-XII. Триумфальная конц. поездка Шуманов в Нидерланды (Гаага, Роттердам, Амстердам).

1854 — 10 II. Новое обострение болезни.- 17 II. Ночью соч. темы Es-dur, на к-рую в последующие дни созданы 5 вариаций для фп. (последняя нотная запись Ш.).- 27 II. Попытка самоубийства.- 4 III. Доктор Л. Хазенклевер отвозит больного в Эндених, близ Бонна, в лечебницу доктора Ф. Рихарца.- IV. Выход в свет 1-го издания Собрания статей Ш. (изд-во Г. Виганда, Лейпциг).

1856 — 27 VII. Свидание Клары и Роберта Ш. в больнице (Эндених) после длительной разлуки.- 29 VII. Кончина III. — 31 VII. Похороны в Бонне.

Издания сочинений: Шуман Р., Полное собрание сочинений для фортепиано, ред. А. Б. Гольденвейзера, т. 1-5, М., 1960-65; Шуман Р., Собрание вокальных сочинений, т. 1-7, М., 1962-73.

Литературные сочинения:

Стихотворения Р. Шумана (рус. пер. Л. Озерова), «СМ», 1954, No 9; Избр. статьи о музыке, ред., вступ. статья и прим. Д. Житомирского, М., 1956; О музыке и музыкантах. Собр. статей, ред., вступ. статья, коммент. и указатели Д. Житомирского, т. 1-2 АБ, М., 1975-79; Musikalische Haus- und Lebensregeln, «NZfM», 1850, No 36, Beilage (рус. пер. — Домашние и жизненные правила для музыкантов, «Театральный и музыкальный вестник», 1857, No 49 (пер. и предисл. В. В. Стасова), новый рус. пер. под загл.: Жизненные правила для молодых музыкантов, М., 1859 (пер. П. И. Чайковского), под загл.: Жизненные правила для музыкантов, М., 1959 (с доп. и коммент. Д. В. Житомирского, в кн.: Р. Шуман, О музыке и музыкантах..., т. 2-Б, М., 1979)).

Письма, документы, воспоминания:

Арнольд Ю., Воспоминания, вып. 3, М., 1893; Клара Вик и Шуман. Из дневника и писем Клары Вик (Шуман), «РМГ», 1904, No 10-18, 21-26, 29-34; Стасов Д. В., Музыкальные воспоминания..., «РМГ», 1909, No 13/14; Из путевого дневника Клары Шуман, в кн.: Житомирский Д., Роберт и Клара Шуман в России, М., 1962; Письма, т. 1 (1817-1840), (сост., вступ. статья, коммент., указатели Д. Житомирского), М., 1970.

Литература:

Серов A., Заграничные письма, «Театральный и музыкальный вестник», 1859, No 23-25, 28; его же, Третий и четвертый вечера РМО (7 и 14 дек.), там же, 1859, No50; А. С., (Серов A.), Хроника. Концерты Роже и Литольфа, «Музыка и театр», 1867, No 2; его же, Седьмой концерт РМО (9 дек.), там же, 1867, No 15; то же, в кн.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 2, 4, СПБ, 1892-95; Христианович Н. (P.), Р. Шуман. Письма из провинции, «Русский вестник», 1861, т. 31, No 1, 2; его же, Письма о Шумане, в его кн.: Письма о Шопене, Шуберте и Шумане, М., 1876; *** (Кюи Ц. A.), Концерт г. Рубинштейна. Первый концерт Филармонического общества, «СПБ ведомости», 1865, No 63; его же, «Геновева», опера Р. Шумана, «Новости и биржевая газета», 1896, No 91, то же, в его кн.: Избранные статьи, Л., 1952; — Б (Бородин А. П.), Концерты РМО, «СПБ ведомости», 1869, 8 февр.; его же, Концерты РМО (4-й, 5-й, 6-й), в его кн.: Музыкально-критические статьи, М.-Л., 1951; Ларош, Музыкальная хроника... Новое издание сочинений Шумана..., «Современная летопись», 1869, No 13; его же, Музыкальные очерки. II. Месса Шумана, «Московские ведомости», 1869, 14 ноября, то же, в его кн.: Избранные статьи, вып. 4, Л., 1977; его же, Шуман как фортепианный композитор, «Современная летопись», 1870, No 28, 29; его же, Музыкальная хроника, там же, 1870, No 43; его же, Музыкальные очерки..., «Голос», 1872, No177; его же, Забытые оперы. «Геновефа» Шумана, «Театральная газета», 1893, 4, 11 июля; Чайковский П., Второй концерт РМО..., «Современная летопись», 1871, No46; (его же), Второе симфоническое собрание..., «Русские ведомости», 1872, 18 ноября; его же, Первая неделя концертного сезона..., там же, 1875, 12 марта; его же, Четвертая неделя концертного сезона, там же, 1875, 3 апр., то же, в кн.: Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953; Стасов В. В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, «Северный вестник», 1889, No 7, 8, то же, СПБ, 1896; его же, Искусство в XIX веке. IV. Музыка, в изд.: XIX век..., СПБ, (1901); его же, Дружеские поминки,"Страна«, 1906, No 172, то же, в кн.: Стасов В. В., Избранные сочинения, т. 3, М., 1952; Rубинштейн А. Г., Музыка и ее представители. Разговор о музыке, М., 1891, др. изд., 1892; Давыдова М., Роберт Шуман..., серия «Жизнь замечательных людей», под ред. Ф. Павленкова, СПБ, 1893; Hик. Ф. (Финдейзен Н. Ф.), Шуман в России, «РМГ», 1906, No 27/28; Геника Рост., Шуман и его фортепианное творчество, СПБ, изд. РМГ, б. г., б. г., Кар — гин (Каратыгин В. Г.), Р. Шуман, «Театр и искусство», 1910, No 22; его же, Симфонический концерт в Сестрорецке, «Речь», 1910, 18(31) июля; его же, По концертам, «ЖИ», 1923, No 22; Иванов-Борецкий М. В., Шуман. Биографический очерк, М., 1910; его же, Революционные хоры Шумана, «Музыкальное образование», 1930, No 2; Свириденко С., Шуман и его песни, СПБ, 1911; Рай и Пери... Либретто, пер. с нем., М., 1911; Асафьев Б. В. (Глебов Игорь), Манфред (Байрона — Шумана), (П., 1922); его же, Предисловие в изд.: Шуман Р. Песни..., тетрадь 1-3, М., 1933; Мейчик М., Шуман, М., 1935; Крохмаль-Орябинская М. П., «Любовь поэта» Шумана, в кн.: Очерки по истории и теории музыки, вып. 2..., Л., 1940; Асмус В., Музыкальная эстетика Шумана, «СМ», 1940, No 2; Друскин М., Творческий метод Шумана, «СМ», 1956, No 7, то же, в его кн: История и современность..., Л., 1960; Конен В., Вокально-драматические поэмы Шумана, «СМ», 1956, No 8; Житомирский Д. В., Р. Шуман, М., 1955, 1960; его же, Шопен и Шуман, в сб.: Фридерик Шопен, М., 1960; его же, Роберт и Клара Шуман в России. С приложением фрагментов из русского путевого дневника Клары Шуман, М., 1962; его же, Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества, М., 1964; Леонтьева О., «Крейслериана», «СМ», 1960, No 6; Брянцева В., Автографы Роберта и Клары Шуман в советских архивах, «СМ», 1960, No 6; Лахути A., Сюитные циклы Шумана, в кн.: Труды кафедры теории музыки Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского, вып. 1, М., 1960.

Д. В. Житомирский
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

Список сочинений Шумана
Жизненный и творческий путь Шумана
Симфоническое творчество Шумана
Вокально-драматические произведения Шумана
Фортепианное творчество Шумана
Камерно-инструментальное творчество Шумана
Вокальное творчество Шумана

реклама

вам может быть интересно

Варьете Термины и понятия
Рондо Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Цитра Музыкальные инструменты
Кобза Музыкальные инструменты
Гамма Римского-Корсакова Термины и понятия
Легенда Музыкальные жанры
Органум Термины и понятия
Секвенция Термины и понятия
Хормейстер Опера, вокал, пение
Двухчастная форма Термины и понятия
Эфиопская музыка Национальные культуры
Фистула Термины и понятия

Реклама