Margarita Drozdova
Когда в конце 60-х, еще школьницей, увидела балет «Лебединое озеро» в Московском Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, то и понятия не имела о том, кто такой Бурмейстер и что такое стиль этого коллектива. Спустя много лет именно то «Лебединое», в котором партию Одетты-Одиллии вела Маргарита Дроздова, помогло в этом разобраться.
Конечно, неповторимый стиль театра основан на создании живых и полноценных человеческих характеров, ведь та Одетта из моего детства была не столько и не только сказочной героиней, сколько реальной, гордой и нежной девушкой, пытливо познающей взрослую жизнь и взрослые чувства. Годы, что годы — десятилетия, память хранит тот спектакль, которым Маргарита Дроздова дебютировала на профессиональной сцене. Думаю, именно «Лебединое», на которое в 1967 году была приглашена еще не дипломированная артистка балета, а ученица Московского хореографического училища Рита Дроздова из класса знаменитой Суламифи Мессерер, сформировало отношение балерины к театру и балету. Ведь в балете всегда реальность сопряжена с вымыслом, даже если сюжет и вовсе не сказка, просто тогда герои попадают в «не-реальность» — мечтают и фантазируют, их посещают видения и сновидения.
Дроздова всегда умела избегать отвлеченной игры, но не путем умозаключений и работы над собой. Нет, она обладала даром сближать миры: реальный и фантастический. Полагаю, это ее свойство сразу почувствовал великий Владимир Бурмейстер, невольно повторив пример Большого театра: за несколько лет до этого случая в Большом театре в роли Одетты-Одиллии выступила ученица Елена Рябинкина. Оба случая — уникальны, оба остались в истории русского балета. Дроздова оказалась чуткой последовательницей Бурмейстера и органично воплощала на сцене то, чему учил мэтр: передавать в танце все повороты мелодий, находить созвучия сегодняшним эмоциям, беречь бескрайность человеческой души, но и не избегать конкретного исторического контекста.
После Эсмеральды — Дроздовой впору было перечитывать литературный первоисточник, а не вспоминать балетный романтизм, а ее Медора отсылала к Байрону, но никак не к пафосу сценических историй «Корсара».
Говорить о том, что Маргарита Дроздова обладала отличной техникой, не стоит, применительно к ней — это аксиома. Важнее — другое. На сцену она не могла выйти незаметно и покинуть ее под звук дежурных аплодисментов. Она была значительна во всем — даже самые нежные ее героини имели волевой нрав и сильный характер. Ее индивидуальность раскрывалась не только в спектаклях балетмейстеров, в разные годы возглавлявших Музтеатр: в «Штраусиане» и «Аппассионате» Владимира Бурмейстера, «Оводе», «Коппелии», «Золушке», «Шакунтале» Алексея Чичинадзе, «Коньке-Горбунке» и «Оптимистической трагедии» Дмитрия Брянцева — причем часть перечисленных спектаклей была поставлена на Дроздову. Она еще вела спектакли Макмиллана, танцевала в «Прозрении» Натальи Касаткиной и Владимира Василева, в «Черных птицах» и «Вечерних танцах» Тома Шиллинга, «Жанне д’Арк» Константина Сергеева.
Восторг зрителей рождался не только танцем и игрой балерины, но и ее раритетным умением вести диалог с партнером. Это поражало и «заводило» не только публику, но и партнеров: и Александра Богатырева, первого кавалера по балетной школе; и Вадима Тедеева, чей неукротимый темперамент в сочетании с чуткой актерской природой Дроздовой создал неповторимый дуэт; и Владимира Кириллова, в осмысленных диалогах с которым не было никаких случайных чувств.
Искусство Маргариты Дроздовой — яркой примы-балерины Музыкального театра — давно вышло на мировые просторы: она стала лауреатом двух престижных международных балетных конкурсов в пору сильной конкуренции — в Москве и Варне, была удостоена премии Анны Павловой Парижской Академии танца. 7 мая выдающаяся балерина, народная артистка СССР Маргарита Дроздова встретила свой юбилей. Конечно, в родном театре, куда спешит каждый день, как и во времена своего балеринского расцвета. И так же переживает с первыми звуками увертюры — теперь за своих учениц, успехи которых бесспорны, а значит, и труд их педагога-репетитора Маргариты Сергеевны Дроздовой, которая в День танца получила награду — приз «Душа танца», востребован и необходим.
Елена Федоренко