Дворжак. Струнный квартет No. 7

String Quartet No. 7 (a-moll), Op. 16, B. 45

Композитор
Год создания
1874
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

В сентябре 1874 г. Антонин Дворжак завершил Рапсодию ля минор. Несмотря на многочисленные достоинства – симфонический размах, яркий тематизм, силу эмоционального выражения, своеобразное претворение принципа монотематизма, идущего от произведений Ференца Листа, – творческой удачей композитора это произведение не стало: оно представлялось чрезмерно «многословным», частая смена тематического материала не всегда выглядела логически оправданной. Все эти недостатки были очевидны для композитора, который всегда отличался предельной самокритичностью – он убрал завершенную партитуру, никому не показал ее и на долгие годы о ней забыл. Однако Антонина Дворжака творческие неудачи никогда не приводили в отчаяние – и, тем более, не заставляли отказываться от продолжения работы. Напротив, неудача с Рапсодией послужила для него своеобразным стимулом для продолжения работы. Двенадцатого сентября была закончена Рапсодия, а четырнадцатого сентября он уже принялся за сочинение нового произведения – Струнного квартета № 7 ля минор.

Примечательно, что новый Квартет имел ту же самую основную тональность, что и Рапсодия – ля минор. Совпадал с ним по основной тональности и предыдущий – Шестой – струнный квартет. И хотя в одном случае речь шла о камерном сочинении, а в другом – об оркестровом, между Шестым ля-минорным квартетом и Рапсодией (тоже ля-минорной) можно усмотреть нечто общее – и речь идет не только об основной тональности: и в Рапсодии, и в первой редакции Квартета № 6 Дворжак ориентировался на одночастную композицию в традициях романтической поэмы, и обоими произведениями композитор остался недоволен (применительно к квартету это недовольство нашло выражение в создании новой редакции – четырехчастной). И вот – новое произведение с основной тональностью ля минор – в лице Седьмого квартета… Не было ли это попыткой преодолеть то чувство неудовлетворенности, которое оставили Шестой квартет и Рапсодия? Во всяком случае, на этот раз Дворжак выбирает принципиально иной композиционный путь. Он больше не пытается «экспериментировать» с романтической слитноциклической композицией и принципами монотематизма, а сразу обращается к классической схеме четырехчастной композиции. Нет в нем и тематической «пестроты», которая была присуща Рапсодии: количество тем, развиваемых в каждой из частей, ограничено двумя. Строгое следование классической схеме с ее безупречно ясными контурами отражается и на продолжительности произведения, которая не превышает тридцати минут.

Для первой части – Allegro ma non troppo – и для заключительной – Allegro ma non troppo – композитор избрал сонатную форму. Финал написан не в основной тональности – ля миноре, главную роль в нем играют мажорные тональности – фа мажор и ля мажор. Последовательность двух средних частей – второй Andante cantabile и третьей Allegro scherzando – тоже соответствует классической традиции: медленная часть и скерциозная, имеющие трехчастную форму с контрастным средним разделом. Хронологическая близость с Рапсодией ля минор дает о себе знать в финале – в монументальном облике его главной партии, но в целом стиль произведения именно квартетный, камерный, со всей присущей ему тщательной отделкой деталей и интимностью выражения чувств.

В образном строе Струнного квартета № 7 ля минор отразились чувства, владевшие Дворжаком в период его создания, связанные с напряженными творческими поисками, возможно – с переживанием предшествующих неудач – сомнения, мучительные размышления. Палитра лирических чувств, выраженных в произведении, простирается от меланхолии до напряженной экспрессии и волнения в кульминационных моментах. Подобные образы сосредоточены, в основном, в первой и второй частях, а в третьей и четвертой отразились присущие Антонину Дворжаку оптимизм и светлое восприятие жизни. В оживленной музыке третьей части – скерцо – сменяют друг друга танцевальные ритмы: сначала звучит менуэт, но в быстром темпе, затем – грациозный вальс. Четвертая часть – очень динамичная – завершается жизнерадостным заключением в гимническом духе.

Струнный квартет № 7 ля минор занимает особое место в камерно-инструментальном творчестве Антонина Дворжака – и не только потому, что в этом произведении явственно обозначились черты его индивидуального композиторского стиля – со всей ясностью формы, рельефностью тематических очертаний и национальным своеобразием музыкального языка. Это первое камерное сочинение композитора, которое было издано – произошло это в Праге в марте 1875 г. Кроме того, ля-минорный Квартет стал первым произведением Дворжака, детальный разбор которого – с нотными примерами – опубликовал чешский журнал «Далибор». Автором этой статьи был чешский композитор Зденек Фибих.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Гаврилин. «Военные письма» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама