Фортепиано

Категории словаря
Фортепиано, рояль

Фортепиано, фортепьяно (старинное русское — фортепьяны; нем. Fortepiano, Hammerklavier, Klavier, франц. и англ. piano, итал. pianoforte), — собирательное название семейства клавишно-струнных музыкальных инструментов, снабжённых молоточковой механикой. Современное фортепиано существует в 2 разновидностях — рояля и пианино. Сочетание итал. слов piano (тихо) и forte (громко) встречалось и до изобретения фортепиано — на клавесине нижняя клавиатура всегда даёт более громкое и яркое звучание по сравнению с верхней; в кон. 16 в. эти термины иногда фигурировали в назв. соч. (соната для клавира Дж. Габриели — Sonata piano e forte, 1597). Фортепиано получило своё назв. не потому, что оно явилось первым клавишным муз. инструментом, на к-ром можно было играть piano и forte, a потому, что при игре на фортепиано стал осуществим постепенный переход от одного динамич. оттенка к другому.

На фортепиано приложенное к клавише усилие вызывает удар молоточка, головка к-рого обтянута особым войлоком (фильцем), по хору струн. Передача энергии движения пальца молоточку, ударяющему по струне, осуществляется посредством сложной системы — механики фортепьянной. В совр. фортепиано каждой клавише соответствуют 3 струны в среднем и верхнем регистрах, 2 — в басовом, на самые низкие приходится по 1-й струне; каждый хор струн настроен в унисон. Одноврем. с нажатием клавиши и ударом молоточка по струне от неё отделяется демпфер. При нажатии правой педали отделяются от струн все демпферы; это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать их звучание благодаря свободному резонансу струн. Нажатие левой педали у рояля сдвигает вправо все молоточки, они ударяют в нижнем регистре по одной струне вместо двух, в среднем и верхнем — по двум вместо трёх, что ослабляет звучание и изменяет тембр; у пианино в тех же целях левая педаль приближает молоточки к струнам. Все струны делаются из стали, басовые обвиты дополнит. медной проволокой. Струны с одной стороны закрепляются на металлич. штифтах, с другой — прикрепляются к металлич. колкам, с помощью к-рых осуществляется их настройка. Струны натянуты над деревянной резонансной декой. Суммарная сила натяжения струн совр. Ф. достигает 20 тонн; для противодействия этой силе применяется чугунная рама (до 19 в. изготовлялась из дерева). Корпус P. делается из склеенной в неск. слоёв древесины определ. пород дерева, наружный слой полируется. Совр. Ф. имеют диапазон А2-с5 (7 1/4 октавы) или А2-а4 (у б. ч. пианино); у конц. роялей австр. фирмы «Бёзендорфер» он расширен вниз до С2, образуя 8 октав.

Конструкция совр. фортепиано — результат длительной эволюции инструмента, изобретённого в нач. 18 в. Предшественником фортепиано из клавишных муз. инструментов является клавикорд, имеющий систему т.н. тангентов (металлич. наконечники), к-рые воздействуют на струны, ударяя по ним снизу, а не клавесин (как считали нек-рые историки музыки), у к-рого звук извлекается щипком струны.

Фортепиано появилось почти одноврем. в 3 странах; его изобрели независимо друг от друга клавирные мастера — в Италии Б. Кристофори (Флоренция, 1709-11), во Франции Ж. Мариус (Париж, 1716-17), в Германии школьный учитель музыки К. Г. Шрётер (Нордхаузен, 1717-21). Г. Зильберман, усовершенствовавший механику Кристофори — Шрётера, в 1735, демонстрировал свои первые образцы И. С. Баху, но не получил его одобрения, т.к. в эпоху расцвета клавесина и др. клавишно-щипковых инструментов фортепиано по сравнению с ними звучали грубо и казались более примитивными. Фортепиано с механикой, разработанной преемником Зильбермана И. А. Штейном в Аугсбурге, высоко оценил в 1777 В. А. Моцарт (до этого он выше всех ставил инструменты Ф. Я. Шпата из Регенсбурга). Фортепьяно Штейна были снабжены двумя педалями совр. типа, к-рые полностью заменили особые «коленные» рычаги, имевшиеся на предшествующих образцах. В 1794 И. А. Штрейхер, работавший в Вене, пользуясь советами Л. Бетховена (был с ним дружен), создал на основе фортепиано с механикой Штейна более совершенную, звучную модель. (Механика И. А. Штейна — И. А. Штрейхера называлась немецкой или венской.) На усовершенствованных Штейном и Штрейхером фортепиано играть стало гораздо легче, чем на более ранних моделях (значительно уменьшилась затрата энергии для преодоления сопротивления клавиши), пианист получил возможность свободно исполнять орнаментальные фигурации.

В 1770 голл. мастер А. Бекерс, работавший в Лондоне, изобрёл новый тип механики, т.н. английскую; в его фортепиано нек-рые трудности звукоизвлечения компенсировались большей мощностью звучания.

На пути эволюции фортепиано возникали и разл. рода «ответвления». Так, нек-рые мастера пытались объединить фортепиано с др. инструментами, в первую очередь с органом. Такие «клавиорганы» (Claviorganum, Lautenklavier и др.) получили нек-рое распространение в кон. 18 в. (после 1770); в России они назывались «организированные» фортепиано (piano organisй) или «фортепиано с органами» (для такого солирующего клавиоргана с небольшим орк. составом Д. С. Бортнянский в 1790 написал конц. симфонию). Непродолжительное время изготовлялись также фортепиано, сочетавшие клавесинный и фп. механизмы.

Среди др. разновидностей — фортепиано с педальной (ножной) клавиатурой, по объёму равной органной; специально для педального фортепьяно Р. Шуман написал Этюды ор. 56, Эскизы ор. 58 и 6 фуг ор. 60 (также для органа), Ш. Гуно — конц. сюиту для «педального фортепиано» с оркестром.

Известно, что Ф. Лист также проявлял интерес к педальному фортепиано. Однако такой инструмент большого распространения не получил; он используется лишь как домашний (учебный) для органистов.

В процессе эволюции фортепиано менялась его форма. Образцы с горизонтально расположенной механикой могли иметь прямоугольную форму корпуса (назывались «столовыми фортепиано» — Tafelklavier; неск. экземпляров хранится в Музее муз. инструментов Ун-та им. К. Маркса в Лейпциге) или крыловидную (в Германии назывались флюгель, нем. Flugel — крыло; в России — флигель; во Франции — рояль, франц. royal — королевский; это назв. утвердилось также в России). Совр. названия: рояль (нем. Flugel, итал. Pianoforte a corde, франц. royal, piano а queue, англ. grand piano) и пианино — фортепиано с вертикальной механикой (нем. Pianino, итал. pianino, франц. piano droit, англ. upright pianoforte); среди фортепиано с вертикальной механикой были также т.н. пирамидальные фортепиано, или «жираффен-клавир», «жираффен-флигель» («Giraffen-Flugel»).

Дальнейшие усовершенствования фортепиано были введены Дж. Бродвудом в Лондоне (см. «Бродвуд»; он сделал специально для Бетховена 4-хорное фортепиано, позволившее более выразительно исполнять его соч., с их усиленной динамикой и напряжённостью), затем С. Эраром, создавшим в Париже в 1823 (по др. источникам, в 1821 или 1822) фортепиано с репетиционной механикой (см. Репетиция).

В России первыми мастерскими, изготовлявшими фортепиано, были предприятия работавших в Петербурге нем. мастеров И. А. Тишнера (1818-40-е гг.; его рояли высоко оценил М. И. Глинка, 1854) и К. Вирта (сер. 1820-х гг. — 1857; его инструменты нравились А. С. Даргомыжскому, а также К. Шуман).

Появление фортепиано ответило назревшей в процессе развития муз. иск-ва потребности в клавишном инструменте, к-рый обладал бы более сильным звуком по сравнению с клавесином и клавикордом и одноврем. позволял бы передавать широкую гамму динамич. оттенков. В числе первых композиторов, писавших для фортепиано, были представители венской классич. школы Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Но и многие их соч., ещё не предназначавшиеся для фортепиано, на фортепиано звучат более впечатляюще. В последующее время развитие фп. музыки стимулировалось совершенствованием инструмента и, в свою очередь, активизировало поиски, направленные на улучшение механики и др. элементов конструкции фортепиано.

Фортепиано завоёвывало всё большую популярность и к кон. 18 в. вытеснило все др. виды клавишно-струн. инструментов. Мастерство пианистов 19-20 вв. во многом связано с максимальным использованием всех технич. возможностей последних моделей фортепиано, их выборочным комбинированием, включая иск-во педализации; поэтому у каждого пианиста-художника фортепиано звучит индивидуально — у одного с преобладанием «металла», «серебристости», у другого — мягко, глубоко, у третьего — «пышно», красочно и т.д. При игре на фортепиано можно получить богатую звуковую колористич. палитру; несмотря на ударную природу звукообразования фортепиано, у искусного исполнителя оно может превратиться в певучий инструмент, а игра — быть поэтичной, лирической.

Для фортепиано существует огромная литература, в которую каждая национальная школа внесла свой вклад.

Литература: Бернард М., Искусство настраивать фортепиано, СПБ, 1848, М., 1926; Боткин В., Об эстетическом значении новой фортепьянной школы, «Отечественные записки», 1850, т. 68, No 1; Дробиш P., Краткое наставление, как должно поступать при настраивании клавиатур инструментов, чтобы предохранить их от преждевременной порчи, М., 1854; Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, M., 1934; его же, История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Натансон В., Прошлое русского пианизма, М., 1960; Друскин М., Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков, Л., 1960; Алексеев A., История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67; Бражников М., Фортепьяно, М., 1967; Фортепианное искусство. Аннотированный библиографический указатель 1945-1975, Новосиб., 1977; Ройзман Л., Орган в истории русской музыкальной культуры, M, 1979; Стасов В., О роли фортепьяно в музыке и о Листе, в сб. Избранные статьи, т. 5, M., 1980.

Л. И. Ройзман

реклама

вам может быть интересно

Диатоническая гамма Термины и понятия
Алжирская музыка Национальные культуры

Главы из книг

Публикации

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Assemble, ассамбле Балет и танец
Волынка Музыкальные инструменты
Финский балет Балет и танец
Армянская музыка Национальные культуры
Художник в балете Балет и танец
Aplomb, апломб Балет и танец
Израильский балет Балет и танец
Вибрато, вибрация Термины и понятия
Канадский балет Балет и танец
Шведская музыка Национальные культуры

Реклама