Николаус Арнонкур

Nikolaus Harnoncourt

Дата рождения
06.12.1929
Дата смерти
05.03.2016
Профессия
Страна
Австрия

Николаус Арнонкур / Nikolaus Harnoncourt

Николаус Арнонкур, дирижер, виолончелист, философ и музыковед — одна из ключевых фигур музыкальной жизни Европы и всего мира.

Граф Иоганн Николаус де ла Фонтэн и д´Арнонкур — Неустрашимый (Johann Nicolaus Graf de la Fontaine und d'Harnoncourt-Unverzagt) — отпрыск одного из знатнейших дворянских родов Европы. Рыцари-крестоносцы и поэты, дипломаты и политики из рода Арнонкуров играли немаловажную роль в европейской истории, начиная с 14-го века. По материнской линии Арнонкур в родстве с семейством Габсбургов, но великий дирижер не считает свое происхождение чем-то особенно важным. Он родился в Берлине, вырос в Граце, учился в Зальцбурге и Вене.

Антипод Караяна

Первая половина музыкальной жизни Николауса Арнонкура прошла под знаком Герберта фон Караяна. В 1952-м году Караян лично пригласил 23-летнего виолончелиста в возглавляемый им тогда Венский симфонический оркестр (Wiener Symphoniker). «Я был одним из сорока кандидатов на это место, — вспоминал Арнонкур. — Караян меня сразу заприметил и шепнул директору оркестра, мол, этого стоит взять уже за то, как он себя держит».

Годы, проведенные в оркестре, стали для него самыми тяжелыми в жизни (он уволился лишь в 1969-м году, когда, уже в сорок лет, начал серьезную карьеру дирижера). Политику, которую Караян проводил в отношении Арнонкура — конкурента, видимо, инстинктивно чувствуя в нем грядущего победителя, можно назвать планомерной травлей: например, он поставил в Зальцбурге и Вене условие: «или я, или он».

Consentus Musikus: камерная революция

В 1953-й году Николаус Арнонкур и его жена Алиса, скрипачка того же оркестра, а также еще несколько друзей основали ансамбль Concentus Musicus Wien. Ансамбль, первые двадцать лет собиравшийся на репетиции в гостиной Арнонкуров, начал эксперименты со звуком: в музеях брались на прокат старинные инструменты, изучались партитуры и другие источники.

И действительно: «скучная» старинная музыка зазвучала по-новому. Новаторский подход дал новую жизнь забытым и заигранным сочинениям. Его революционная практика «исторически информированной интерпретации» воскресила музыку времен ренессанса и барокко. «Каждая музыка требует своего звучания», — таково кредо Арнонкура-музыканта. Отец аутентизма, он сам никогда не употребляет этого слова всуе.

Бах, Бетховен, Гершвин

Арнонкур мыслит глобально, к числу наиболее знаительных проектов, реализованных им в сотрудничестве с крупнейшими оркестрами мира, относятся цикл симфоний Бетховена, цикл опер Монтеверди, цикл кантат Баха (вместе с Густавом Леонхардом). Арнонкур — оригинальный интерпретатор Верди и Яначека. «Воскреситель» старинной музыки, на свой восьмидесятый день рождения он подарил себе исполнение «Порги и Бесс» Гершвина.

Биограф Арнонкура Моника Мертль (Monica Mertl) как-то написала, что он, как и его любимый герой Дон Кихот, как будто постоянно задает себе вопрос: «Ну, где тут следующий подвиг?».

Анастасия Рахманова, dw.com

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама