
Небольсин Василий Васильевич (30 V (11 VI) 1898, Харьков — 29 X 1958, Москва) — советский дирижёр. Народный артист РСФСР (1955). Лауреат Сталинской премии II степени (1950).
В 1920 окончил Государственный институт музыкальной драмы в Москве по классам скрипки и композиции. В 1916–17 играл в оркестре С. А. Кусевицкого. С 1920 хормейстер, с 1922 дирижёр Большого театра (дебютировал как дирижёр в опере «Фра Дьяволо» Обера). Вёл преимущественно русский оперный репертуар; дирижировал операми «Иван Сусанин» «Борис Годунов», «Хованщина», «Пиковая дама», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» и др., а также балетными спектаклями. С 1928 дирижёр симфонических концертов Московской филармонии; руководил постановками ряда опер в концертном исполнении («Майская ночь», «Садко», «Борис Годунов», «Хованщина», «Фауст»).
В 1940–45 профессор класса дирижирования Московской консерватории, в 1943 заведующий кафедрой оперной подготовки.
Автор музыкальных произведений, в т. ч. балетов («Шутка нимфы», 1919; «Крепостная муза»), двух симфоний (1920; 2-я — «Челюскин», 1934) и др. произведений для оркестра, камерно-инструментальных ансамблей, инструментальных пьес и др.
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Почти вся творческая жизнь Небольсина прошла в Большом театре Союза ССР. Специальное образование он получил в Полтавском музыкальном училище (окончил в 1914 году по классу скрипки) и Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (окончил в 1919 году по классам скрипки и композиции). Хорошую профессиональную школу прошел молодой музыкант, играя в оркестре под руководством С. Кусевицкого (1916—1917).
В 1920 году Небольсин начал работу в Большом театре. Сначала он был хормейстером, а в 1922 году впервые встал за дирижерский пульт — под его управлением шла опера Обера «Фра-Дьяволо». Почти за сорок лет творческого труда Небольсин постоянно нес большую репертуарную нагрузку. Основные его удачи связаны с русской оперой — «Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина», «Пиковая дама», «Садке», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок»...
Кроме опер (в том числе и произведений зарубежных композиторов-классиков), В. Небольсин дирижировал также балетными спектаклями; нередко выступал он и с концертами.
И на концертной эстраде Небольсин часто обращался к опере. Так, в Колонном зале Дома союзов он ставил с участием артистов Большого театра «Майскую ночь», «Садко», «Бориса Годунова», «Хованщину», «Фауста».
В программы выступлений дирижера входили сотни произведений симфонической литературы, как классической, так и современной.
Высокое профессиональное мастерство и опыт позволяли Небольсину успешно осуществлять творческие замыслы композиторов. Заслуженная артистка РСФСР Н. Чубанко пишет: «Обладая блестящей дирижерской техникой, Василий Васильевич никогда не был связан партитурой, хотя всегда имел ее на пульте. Он внимательно и доброжелательно следил за сценой, и мы, певцы, постоянно ощущали настоящий контакт с ним».
Небольсин активно работал и как композитор. Среди его сочинений — балеты, симфонии, камерные произведения.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.