Гаврилин. Вокальный цикл «Вечерок»

Evening

Композитор
Год создания
1973
Дата премьеры
07.02.1976
Жанр
Страна
СССР
Валерий Александрович Гаврилин / Valery Gavrilin. Автор: Чумичев Александр  |  Источник: ITAR-TASS

Вокальный цикл для двух голосов и фортепиано

Часть первая: «Альбомчик», слова народные, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1973)

Часть вторая: «Танцы, письма, окончание», слова С. Надсона, И. Бунина, А. Ахматовой, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1975)

История создания

После того, как «Русская тетрадь» вошла в репертуар Зары Долухановой — прекрасной певицы, меццо-сопрано редкой красоты, она стала пристально следить за творчеством Валерия Гаврилина. Певица говорила, что «отравлена» его творчеством, и хотя очень многие композиторы предлагали ей свои сочинения, Долуханова ждала нового сочинения Гаврилина.

В 1973 году композитор начал работать над вокальным циклом «Вечерок». Возник замысел произведения, совершенно иного по сравнению с «Русской тетрадью». Если там основой была народная крестьянская песня и народные тексты, то здесь господствует стихия бытового городского романса, непритязательного, но полного чувства. «Вечерок» имеет подзаголовок «записи из альбома старой женщины». В процессе работы сложился двухчастный цикл, в котором первая часть получила название «Альбомчик», подчеркивающее подзаголовок.

Альбомная традиция была широко распространена в России, начиная с XVIII века и пресеклась лишь в середине ХХ-го. Вспомним строки «Евгения Онегина»:

Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью.
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены...

Такие альбомы были непременной принадлежностью не только уездных барышень — помещичьих дочерей, живущих в своем имении, в деревне, но и светских красавиц, и скромных городских мещанок, и даже молодых людей. У Пушкина есть стихи в альбом лицейским друзьям Пущину и Илличевскому. Быть может, самый яркий пример альбомной поэзии — стихи Лермонтова в альбом Н. Ф. Ивановой:

Что может краткое свиданье
Мне в утешенье принести?
Час неизбежный расставанья
Настал, и я сказал: прости.
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный печальный
Который здесь оставлю я.

Подобные стихи, а так же строки, записанные самой владелице альбома, чем-то отвечающие ее настроению, отражающие ее чувства, через много лет воссоздавали перед ней страницы ее молодости, вызывали воспоминания, иногда приятные, иногда печальные.

Именно над первой частью, «Альбомчиком», сосредоточилась сначала работа Гаврилина совместно с поэтессой Альбиной Шульгиной (р. 1939), первая творческая встреча с которой состоялась в 1968 году во время работы над фильмом «В день свадьбы». Шульгина написала для «Альбомчика» номера «Вечерок», начинающий и заканчивающий цикл, №7, «А нежность по сердцу» и №8, «Во дни твоей любви». Текст №2, «Маргарита», обозначен как народный, на самом же деле его написал сам Гаврилин, как и №4, «Чвики-чвики», №6, «Ни да, ни нет», №9, «До свиданья». №3, «Лунным светом» — стихи Гейне, №5, «Ах, мой милый Августин» — текст широко известной немецкой песни, считающийся народным.

«Альбомчик» был посвящен Заре Долухановой, которая и исполнила его впервые 7 февраля 1976 года в Большом зале Московской консерватории. Сразу же композитор сделал еще один вариант «Альбомчика», для сопрано, меццо-сопрано и фортепиано, который впервые был исполнен 4 марта того же года в Малом зале Ленинградской филармонии солистками Мариинского театра Л. Филатовой и Т. Новиковой и пианисткой И. Головневой. Однако самое широкое распространение он получил в исполнении сестер Рузанны и Карины Лисициан, и ими же был записан на пластинку.

Гаврилин продолжал работу над «Вечерком» — его второй частью, которой дал предварительное название «Танцы, письма, окончание». Эта часть, в которую кроме номеров на стихи самого Гаврилина и Шульгиной, вошли и номера на стихи Анны Ахматовой, Бунина и Надсона, уже была полностью продумана, частично записана — что-то одной вокальной строкой, что-то полностью, когда скончался постоянный аккомпаниатор Долухановой В. Хвостин, и певица прекратила свои выступления. Композитор искал новую исполнительницу, частично перевел некоторые номера в другую тесситуру для певицы, с которой появилась предварительная договоренность, но та, получив зарубежный ангажемент, уехала. Были еще попытки найти певицу, которые тоже не увенчались успехом. Особенность творчества Гаврилина заключалась в том, что он записывал в окончательном виде давно сложившуюся в уме музыку лишь тогда, когда нужно было передать ноты исполнителям. Таким образом, вторая часть «Вечерка» осталась лишь в эскизах.

Музыка

«Альбомчик» — единственное в своем роде сочинение. Это своего рода исповедь, а вместе — воспоминание, но не непосредственное, а переданное через записанные когда-то поэтические строки, слова полюбившейся песни. Его отличает богатство вокальных средств, искренность и проникновенность высказывания, глубина чувств, уже пережитых и выстраданных, но оставивших неизгладимый след в душе. Существуют два равноправных варианта цикла — для меццо-сопрано и для дуэта сопрано и меццо-сопрано.

Цикл, как альбом переплетом, обрамлен дуэтом «Вечерок» с фортепианным вступлением, в котором звучит то ли колокольный перезвон, сопровождавший жизнь героини, то ли бой часов, неумолимо отсчитывающих уходящее время. №5, дуэт «Ах, мой милый Августин», — меланхоличное воспоминание о прошедшей любви. На народные слова композитором создана собственная выразительная мелодия, в которую исполнительницы вкладывают глубокое чувство. Nu6, «Ни да, ни нет» — еще одно воспоминание, лукавый кокетливый дуэт — воспоминание о любовном объяснении на балу, во время вальса. №8, «Во дни твоей любви» — кульминация цикла, исполняемая меццо-сопрано. Расширенная партия фортепиано «договаривает» все то, о чем героиня умалчивает. №9, дуэт «До свиданья», — прощание с прошлым, с любовью, с молодостью. В нем возникают реминисценции из №5.

Л. Михеева

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама