Boris Romanov
Окончил Петроградское театральное училище в 1909 (ученик С. Легата, М. Обухова, Н. Легата, А. Ширяева) и принят в Мариинский театр. В 1914 получил звание первого танцовщика, работал в театре до 1920.
Партии (1917-20): Ротмистр («Привал кавалерии»), Пьеро, Флорестан («Карнавал»), Невольник («Корсар»), Солист («Арагонская хота»), Эухенио («Андалузиана» на муз. Ж. Бизе), характерные танцы в балетах и операх.
Успешно занимался балетмейстерской деятельностью. В Мариинском театре с 1913 ставил танцы в операх «Кармен», «Хованщина», «Алеко», «Демон»; «Измена» М. Ипполитова-Иванова, «Пророк» Дж. Мейербера и др., в пасторали К. В. Глюка «Королева мая». На театральных площадках Петрограда поставил балеты «Принц-свинопас» А. Давидова, «Пьеро и маска» Б. Асафьева, «Козлоногие» И. Саца, «Ноктюрн слепого Пьеро» И. Чекрыгина. Первоначально (1915) для благотворительного спектакля поставил, затем перенес в Мариинский театр балет «Андалузиана».
В 1911-14 танцевал в «Русских сезонах» и труппе русского балета С. Дягилева, где поставил танцы в опере И. Стравинского «Соловей» и балет «Трагедия Саломеи» Ф. Шмитта (1913). В 1919 назначен заведующим балетом ГАТОБа.
Романов был превосходным характерно-гротесковым танцовщиком и актером, балетмейстером, одаренным фантазией, способностью к импровизации.
В 1922 вместе с балериной Е. Смирновой организовал в Берлине труппу «Русский романтический балет», где ставились балеты, пантомимы, пасторали. Поставил балеты «Трапеция» С. Прокофьева, «Безделушки» В. А. Моцарта и др., возобновил «Андалузиану», «Арлекинаду», «Жизель». С 1925 балетмейстер в театрах Милана, Буэнос-Айреса, Риги, Монте-Карло, Белграда. В 1938-42, 1945-50 главный балетмейстер балета «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.
В «Бирюче» (1918, № 7) помещена его статья «Заметки танцовщика» (о творческой лаборатории М. Петипа).
Литература: Красовская В. Б. Г. Романов.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л.. 1971, т. 1.
А. Деген, И. Ступников