Шуман. Фортепианное трио No. 2

Piano Trio No. 2 (F-dur), Op. 80

Композитор
Год создания
1849
Жанр
Страна
Германия
Роберт Шуман / Robert Schumann

Над фортепианным трио № 2 фа мажор Роберт Шуман начал работать в 1847 г., а завершено оно было в 1849 г. Оно отличается от предыдущего произведения Шумана для такого состава – в отличие от Первого трио, во Втором меньше эмоциональной открытости и страсти, но оно представляется более тонким и уравновешенным в эмоциональном отношении.

В первой части – Sehr lebhaft (Очень живо) – привлекает внимание особое внимание главная партия: маршеобразная, с острым ритмом, она словно составлена из мелких мелодических ячеек. Подобная «мозаичность» в построении мелодий не так уж часто можно встретить в произведениях Роберта Шумана. В побочной партии цитируется мелодия песни «Интермеццо» из вокального цикла «Круг песен. Двенадцать напевов на стихи Йозефа фон Эйхендорфа» («Я образ твой прекрасный…»). В то же время эта тема интонационно близка Фантазии до мажор – лирический музыкальный образ, возвращаясь неоднократно в различных по своему облику произведениях, предстает в разнообразных ипостасях (то в чисто романтическом преломлении, то в интерпретации, тяготеющей к классическим формам) и становится своеобразной «иллюстрацией» разных этапов жизни композитора – и человеческой, и творческой.

Кантиленные мелодии широкого дыхания безраздельно царствуют во второй – медленной части трио Mit innigem Ausdruck – Lebhaft (С сердечной выразительностью – Живо). Напевностью проникнут каждый из голосов, составляющих музыкальную ткань. Голоса становятся особенно выразительными благодаря полифоническому переплетению.

Часть третья – In mäßiger Bewegung (В умеренном движении) – играет роль небольшого интермеццо, отличающегося поистине ювелирной отделкой деталей. Поэтичная, задушевная вальсовая мелодия приобретает особую «воздушность» благодаря ритму, «стирающему» грани тактов. Краткие, но выразительные мелодические интонации, возникающие в партии одного инструмента, немедленно «отзываются» имитацией у другого.

Четвертая часть – Nicht zu rasch (Не слишком быстро) – не похожа на традиционные финалы сонатных циклов. Здесь нет ни подчеркнутой внешней эффектности, ни даже особой оживленности движения. Четвертая часть привлекает внимание не столько рельефной очерченностью тематизма, сколько сложной полифонической фактурой – слух невольно следит за этим «сплетением» голосов, в котором гармоническая напряженность то возрастает, то снижается. Поистине, такая музыка доставляет наслаждение не только эмоциональное, но и интеллектуальное.

Камерно-инструментальное творчество Шумана

реклама

вам может быть интересно

Малер. Симфония No. 9 Симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама