Шуман. Сонаты для скрипки и фортепиано

Violin Sonatas

Композитор
Жанр
Страна
Германия
Роберт Шуман / Robert Schumann

В 1850 г. Роберт Шуман с семьей поселился в Дюссельдорфе. Жизнь композитора клонилась к закату – оставались считанные годы до того времени, когда прогрессирующая болезнь лишит его возможности не только творить, но и жить нормальной человеческой жизнью – но прежде, чем это произойдет, Шуман переживает последний творческий взлет. Он ищет новые средства музыкальной выразительности, задумывается о новых крупных произведениях, осваивает новые для себя области творчества – и одной из таких областей стал жанр скрипичной сонаты, в котором Шуману прежде не доводилось работать.

К созданию сонаты для скрипки композитора подтолкнул концертмейстер лейпцигского оркестра Фердинанд Давид, с которым Шуман познакомился в Лейпциге. Именно по его просьбе композитор взялся за сочинение сонаты для скрипки. Возможно, просьба скрипача стала только внешним поводом – в поздний период творчества мелодический рисунок произведений Шумана приобретает особую распевность, закругленность, и это располагало к обращению к скрипке.

Осенью 1851 г. Шуман создает Сонату для скрипки и фортепиано № 1 ля минор, Op. 105. Отличительные особенности этого произведения заключаются в его миниатюрности, камерности и удивительной поэтичности. Особую роль играет в ней тревожная и тоскливая главная партия первой части, начальные мотивы которой возвращаются с небольшими изменениями в других частях цикла – словно неотвязная мысль, не дающая покоя. Примечательно изложение темы в низком регистре – скрипка звучит почти как виолончель. Во второй части – Allegretto – сопоставляются различные образы: пасторальный напев сменяется меланхолической мелодией в духе романса, затем возникает скерциозная тема. В финале вновь возникают мотивы первой части, которые постоянно напоминают о себе – и уйти от них невозможно.

Результат собственного труда не удовлетворил Шумана – композитор счел Сонату ля минор неподходящей для Фердинанда Давида и написал Сонату № 2 ре минор, Op. 121, которая была снабжена подзаголовком «Большая». От предыдущего произведения она отличается не только масштабом, но и эмоциональным тонусом, напряженностью чувств. Гармония характеризуется функциональной неустойчивостью, она насыщена диссонирующими созвучиями. Весьма интересно соотношение инструментов: в некоторых моментах фортепианная партия откровенно выходит на первый план. Соната представляет собой четырехчастный цикл, но вторая и третья части в ней относительно обособлены, составляя своеобразный «рассказ в рассказе»: они близки тонально, а темы вариационного цикла второй части и скерцо связаны интонационно.

Наименее известной оказалась впоследствии Соната № 3 ля минор, созданная в 1853 г. Ее написанию непосредственно предшествовало участие Шумана в создании коллективной сонаты «F-A-E» – таковы были первые буквы немецкой фразы «Frei aber einsam» («Свободен, но одинок»), личного девиза скрипача Йозефа Иоахима, с которым Шуман незадолго до этого познакомился. Вместе с двумя молодыми коллегами – Альбертом Дитрихом и Иоганнесом Брамсом – Шуман создал для этого музыканта сонату, в основу которой было положено сочетание «фа-ля-ми», соответствующее буквам заглавия. Из четырех частей цикла Шуман создал две – вторую (Intermezzo) и заключительную. После премьеры в доме Шумана – в исполнении Иоахима и Клары Шуман – ноты остались у скрипача, в 1906 г. он опубликовал часть, написанную Брамсом, а целиком коллективная соната не издавалась до 1935 г. Но Шуман использовал две написанные им части для создания новой сонаты: финал остался таковым, Интермеццо стало третьей частью, первая и вторая были написаны специально для Сонаты № 3.

Камерно-инструментальное творчество Шумана

реклама

вам может быть интересно

Дебюсси. «Иберия» Симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама