Исай Эзрович Шерман

Дата рождения
11.06.1908
Дата смерти
13.06.1972
Профессия
Страна
СССР
Исай Эзрович Шерман

Шерман Исай Эзрович (28 VI (11 VII) 1908, Киев — 13 VI 1972, Ленинград) — советский дирижёр. Заслуженный артист РСФСР (1940), народный артист Карельской АССР (1959). Член КПСС с 1943.

В 1931 окончил Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования у А. В. Гаука (ранее занимался у Н. А. Малько). В 1930–37 и 1945–49 дирижер Ленинградского Малого оперного театра. Дирижировал балетами «Арлекинада» Дриго (1933, первый балетный спектакль Ленинградского Малого оперного театра), «Коппелия» Делиба (1934), операми «Евгений Онегин» (1945); «Любовь Яровая» Энке (1947), «Алеко» (1948). В 1937–45 дирижёр Ленинградского театра оперы и балета, дирижировал первыми постановками балетов «Лауренсия» Крейна (1939), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1940). В 1940–41 одновременно музыкальный руководитель и дирижёр Оперной студии Ленинградской консерватории, где под его руководством поставлена опера «Фауст» (1940) и оперетта «Корневильские колокола» Планкета (1941).

В 1951–55 главный дирижёр, в 1961–66 дирижёр Татарской театра оперы и балета в Казани, участвовал в первых постановках опер Н. Г. Жиганова — «Джину юлы» («Дорога победы», 1954) и «Намус» («Честь», 1953), дирижировал первой постановкой балета «Я помню чудное мгновенье» на музыку М. И. Глинки в инструментовке Г.-Р. Н. Синисало (1962). В 1956–58 дирижёр Горьковского театра оперы и балета, в 1958–1960 — Музыкально-драматического театра в Петрозаводске, где дирижировал первыми постановками балета «Сампо» Синисало (1959) и оперы «Кумоха» Пергамента (1959).

С 1935 выступал как симфонический дирижёр. В 1930–38 преподавал музыкально-теоретические предметы в 1-м музыкальном техникуме в Ленинграде, в 1938–50 и 1967–72 вёл класс дирижирования в Ленинградской консерватории, с 1951 — в Горьковской консерватории (с 1963 профессор). Среди учеников — М. Ф. Эрмлер. Автор статьи «Н. А. Малько. Жизнь, дирижёрская и общественная деятельность» (совместно с Л. Н. Раабеном), в книге: Н. А. Малько. Воспоминания, статьи, письма, Л., 1972.

Литература: Виккер И., За пультом дирижёра, газ. «Смена», Л., 1936, 11 апр.; Леман A., За дирижёрским пультом, «Сов. Татария», Казань, 1965, 8 дек.; Дукальтетенко В., Служение искусству (памяти Шермана), «Ленинская правда», Петрозаводск, 1972, 6 июля.

Л. Б. Римский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Учителями дирижера в Ленинградской консерватории (1928—1931) были Н. Малько, А. Гаук, С. Самосуд. В 1930 году, после ассистентской работы по подготовке оперы А. Гладковского «Фронт и тыл» и удачного дебюта в оперетте Зуппе «Боккаччо», Шерман был принят на должность очередного дирижера в Малый оперный театр. Здесь он принимал участие в постановке ранних советских опер. Самостоятельно он выступил впервые в балетных спектаклях «Арлекинада» Дриго и «Коппелия» Делиба (1933—1934).

В Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (1937—1945) Шерман первым в Советском Союзе осуществил постановки балетов «Лауренсия» А. Крейна (1939) и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1940). После войны он вернулся в Малый оперный театр (1945—1949).

В дальнейшем Шерман возглавлял театры оперы и балета в Казани (1951—1955; 1961—1966) и г. Горьком (1956—1958). Кроме того, он принял участие в подготовке декады карельского искусства в Москве (1959).

С 1935 года дирижер ведет концертную деятельность в городах СССР, часто включая в программы произведения советских композиторов. В то же время профессор Шерман воспитал в Ленинградской, Казанской и Горьковской консерваториях многих молодых дирижеров. По его инициативе в ленинградском Дворце культуры имени С. М. Кирова в 1946 году была организована Оперная студия (ныне Народный театр), где силами самодеятельности было поставлено несколько опер.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама