Алексей Григорьевич Скавронский

Alexey Skavronsky

Дата рождения
18.10.1931
Дата смерти
11.08.2008
Профессия
Страна
Россия, СССР
Алексей Григорьевич Скавронский / Alexey Skavronsky

Как можно заметить, репертуар многих наших пианистов не отличается, к сожалению, особым разнообразием. Конечно, вполне естественно, что концертирующие артисты играют наиболее популярные сонаты Моцарта, Бетховена, Скрябина, Прокофьева, известные пьесы Шопена, Листа и Шумана, концерты Чайковского и Рахманинова...

Все эти «кариатиды» входят и в программы Алексея Скавронского. Их исполнение принесло ему в молодые годы победу на международном конкурсе «Пражская весна» (1957). Многие из упомянутых сочинений он проходил еще в Московской консерватории, которую окончил в 1955 году по классу Г. Р. Гинзбурга и в аспирантуре у того же педагога (до 1958 года). В трактовке классической музыки проявляются такие черты пианистического почерка Скавронского, как серьезность интерпретаторской мысли, душевная теплота, искренность артистического высказывания. «У пианиста,- пишет Г. Цыпин,- проникновенная манера интонирования, выразительный рисунок фразы... в том, что делает за инструментом Скавронский, сопутствует ему удача или нет, всегда ощущается полнота и правдивость переживания... В его подходе к Шопену, в применяемых им приемах выразительности можно различить традицию, идущую от Падеревского, Пахмана и некоторых других известных в прошлом концертантов-романтиков».

В последнее время, однако, пианист все настойчивее ищет новые репертуарные возможности. Он и в прошлом проявлял интерес к русской и советской музыке. А сейчас нередко предлагает вниманию слушателей новые или редко исполняемые сочинения. Тут можно назвать Первый концерт А. Глазунова, Третью сонату и Рондо Д. Кабалевского, цикл «Наигрыши» И. Якушенко, пьесы М. Кажлаева («Дагестанский альбом», «Романтическая сонатина», прелюдии). Прибавим к этому и совершенно незнакомую нашей аудитории Токкату для фортепиано с оркестром итальянского композитора О. Респиги. Некоторые из этих произведений он играет не только на концертной эстраде, но и по телевидению, обращаясь, таким образом, к самым широким кругам любителей музыки. В связи с этим в журнале «Советская музыка» С. Ильенко подчеркивает: «Деятельность А. Скавронского — умного, мыслящего музыканта, энтузиаста и пропагандиста советской и русской музыки, великолепно владеющего не только своей профессией, но и трудным искусством проникновенной беседы со слушателями,- заслуживает всяческой поддержки».

Еще в 1960-х годах, одним из первых, Скавронский ввел в постоянную практику и такую просветительскую форму общения с аудиторией, как «беседы у рояля». В связи с этим музыковед Г. Вершинина на страницах журнала «Советская музыка» подчеркивала: «Творческое беспокойство, желание делать добро, причастность к важнейшим явлениям искусства и жизни, умение четко, нестандартно высказывать свои убеждения, взгляды на то или иное музыкальное явление — все это позволило пианисту не только играть перед аудиторией, но и вести с ней, даже с самой неподготовленной, беседы, которые были так и названы — „беседы у рояля“. Гуманистическая направленность этого эксперимента превратила музыкально-социологический опыт Скавронского и его последователей в деяние достаточно, широкого масштаба». Отличный комментатор, он выступил с содержательными музыкальными вечерами, посвященными сонатам Бетховена, балладам Шопена, сочинениям Листа, Скрябина, а также с развернутым циклом «Как слушать и понимать музыку», в котором была представлена внушительная художественная панорама от Моцарта до наших дней. Немало удач связано у Скавронского и с музыкой Скрябина. Здесь, по мнению критиков, рельефно раскрывается его колористическое мастерство, звуковое обаяние игры.

Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных. Заслуженый артист РСФСР (1982), Народный артист России (2002).

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама