Ekaterina Vazem
Она одна из немногих русских балерин Х1Хстолетия, оставивших мемуары, настоящую летопись балетного Петербурга с конца шестидесятых до середины восьмидесятых годов девятнадцатого века.
Екатерина Вазем родилась 13 (25) января 1848 года. В девять лет она была принята в Санкт-Петербургское театральное училище «своекоштной воспитанницей», то есть приходящей ученицей, а шесть лет спустя ее перевели в «казенные воспитанницы». Одним из ее первых учителей был Лев Иванов, который с 1858 года стал преподавать в младших классах. Затем Вазем обучалась у не менее известного первого танцовщика петербургского балета А.Н. Богданова, занятого во всех ведущих партиях балетного репертуара того времени, что не мешало ему быть еще и превосходным педагогом.
Она окончила Театральное училище в 1867 году. Ее дебют на сцене Большого театра в Петербурге состоялся 10 сентября этого же года в спектакле Перро «Наяда и рыбак». Петербургский зритель познакомился с этой постановкой еще в 1851 году, когда в нем танцевала Карлотта Гризи. Ее партнером в «Наяде и рыбаке» был назначен молодой и талантливый выпускник 1864 года – Павел Гердт.
Вскоре после удачного дебюта Екатерине Вазем предложили выступить в балете Артюра Сен-Леона «Сирота Теолинда, или Дух долины» на музыку Ч. Пуньи. Как отмечал итальянский балетмейстер и педагог Карло Блазис, «в ее танцах видны правильность и отчетливость», «ее pas terre-a-terre живы, блестящи, полны необыкновенной быстроты». И хотя сама постановка вызвала много споров, мастерство артистки не ставилось под сомнение. Вазем справилась со сложной партией, балет прочно вошел в ее репертуар.
Следующим балетом Сен-Леона, в котором танцевала Вазем, стала «Золотая рыбка» на музыку Людвига Минкуса – откровенная неудача Сен-Леона. Довелось Вазем участвовать в нашумевшем сен-леоновском «Коньке-Горбунке» и в возобновленном балете Сен-Жоржа и Ж. Мазилье «Корсар».
А затем в ее творческой судьбе начался период балетов Мариуса Петипа, которые ее и прославили. Среди них особое место занял спектакль «Дочь фараона», показанный в сезон 1870–1871 годов. В постановке 1871 года Вазем исполняла партию Аспиччии. Впереди были ведущие партии в балетах «Бандиты», «Баядерка», «Дочь снегов», «Зорайя»…
Впоследствии Вазем писала, что «сезон 1872/73 г. оказался последним в балете сезоном главенства иностранных балерин». Русские артистки, сумевшие перенять их мастерство, получали главные роли – и близилось время больших симфонических балетов Чайковского и Глазунова.
Известность Вазем росла с каждым годом, о даровании петербургской балерины стало известно и за границей. Последовали приглашения в Нью-Йорк и Филадельфию, но дирекция отказала артистке, пообещав выгодные для нее условия работы. Понемногу начал складываться личный репертуар балерины. Первым балетом, поставленным Петипа специально для Вазем в 1874 году, стала «Бабочка».
Она ушла со сцены в тридцать шесть лет, в положенный срок для артистов балета.
Для своего прощального бенефиса в 1884 году Вазем выбрала сцены из балетов «Дочь фараона», «Камарго» и «Пахита» – как наиболее удачные и выигрышные. Кроме букетов, стихотворных посланий и лавровых венков она получила и серебряный венок от балетной труппы, с вырезанными на нем названиями всех двадцати балетов, в которых танцевала балерина.
В 1886 году Вазем стала преподавать классический танец в театральном училище. Переходя из класса Льва Иванова, занятия которого не отличались сложностью и определенностью, воспитанницы попадали в средний класс Вазем, с четко разработанной системой обучения. Основные принципы ее методики заключались в развитии пластичности и мягкости исполнения, выработке выносливости. Нагрузка на уроках была очень большой, а план занятий всегда одинаковый.
«Необыкновенно строгая, требовательная, она сразу ошеломляла учащихся, привычных к апатичности и полному равнодушию в классе Л.И. Иванова. Вазем приступала самым крутым образом к обучению», – отзывалась ее ученица А.Я. Ваганова.
Вазем проработала в театральном училище десять лет. В 1896 году ее уволили якобы «вследствие введения новой системы в преподавании балетных танцев». Однако, как указала сама балерина в воспоминаниях, ее заставило уйти нежелание мириться с необоснованными действиями театральных чиновников.
После революции 1917 году она еще давала частные уроки классического танца. Наступило тяжелое время для русского балетного искусства. К репетированию в Мариинском театре привлекались буквально все, вспомнили и про Вазем. Ей было уже за семьдесят, но несколько лет подряд каждое утро ровно к одиннадцати часам утра она приходила на занятия с учениками.
Ее класс в то время пользовался большой популярностью не только потому, что здесь у артиста крепли мышцы и налаживалась координация. Он был своеобразной балетной «палатой мер и весов», где любой танцовщик имел возможность проверить, не обманываясь, свою профессиональную подготовленность.
О былой сценической славе Вазем среди молодежи ходили легенды. Сама она вспоминала о прошлом ежедневно и диктовала сыну свои воспоминания. Она считала долгом подытожить то, чем жила все эти годы – артистическую карьеру и педагогический опыт, оставить молодежи свои знания, а главное – свою систему обучения. Она вспоминала каждый спектакль, каждую репетицию, она хотела сохранить для истории подробности и портреты. Она знала, насколько будет важен для историков балета ее труд.
Екатерина Вазем умерла 14 декабря 1937 года, не дожив буквально месяца до своего девяностолетия в Ленинградском доме ветеранов сцены. Она успела подержать в руках первое издание книги «Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра».
Д. Трускиновская