Золотой век романтизма в Санкт-Петербурге

Главная черта романтизма заключается в повышенной эмоциональной выразительности. Художник-романтик передавал в своем искусстве живое кипение страстей. Первенство чувства над разумом — аксиома теории романтизма. В степени взволнованности, страстности, красочности художественных произведений девятнадцатого века и, во многом, второй половины века двадцатого прежде всего проявляется своеобразие романтической экспрессии. Не случайно музыка, выразительная специфика которой наиболее полно соответствовала романтическому строю чувств, была объявлена романтиками идеальным видом искусства.

Музыка как выразитель эмоционального начала не имеет себе равных среди всех видов искусства. Она отражает действительность не через ее конкретное и сюжетное воспроизведение, а через менее определенный, неуловимый мир чувств. «Музыка начинается там, где кончается слово», — сказал Гейне.

21 июня (среда) в камерном зале на 100 мест Культурного центра Елены Образцовой в центре Санкт-Петербурга (Невский проспект, д. 65, у станции метро «Маяковская») лауреаты международных конкурсов Максим Новиков (альт) и Иван Фёдоров (фортепиано) представят программу «Золотой век романтизма».

В программе:

Шуман. «Сказочные картинки». 4 пьесы для альта и фортепиано, op. 113
Шопен. Полонез ля-бемоль мажор, op. 53 («Героический»)
Брамс. Вторая соната для альта и фортепиано, op. 120 № 2
Скрябин. Два этюда, Op. 8 № 12, 11
Рахманинов. Прелюдия соль минор, op. 23 № 5
Хиндемит. Соната для альта и фортепиано, op. 11 № 4

Первый номер программы — цикл «Сказочные картинки» (4 пьесы для альта и фортепиано) Роберта Шумана (1810-1856), созданный в 1851 году.

В музыкальной литературе для альта цикл Шумана занимает особое место. Композиторы-романтики редко обращались к этому «бархатному» инструменту как к солирующему на сцене, предпочитая более «звонкую» скрипку или более «густую» виолончель. Альт-соло — экзотический персонаж для этой эпохи, неслучайно поэтому и название шумановского цикла: «Сказочные картинки». Но романтики относились ко всему сказочному очень серьезно, поэтому эти пьесы — далеко не детского уровня, а серьезные и сложные сочинения, как технически, так и по содержанию. Причудливые сказочные образы запечатлены в нотах со свойственными композитору своеобычной игровой выдумкой, оригинальными ритмами и «перебрасываниями» голосов в фактуре. Последнее требует особого взаимопонимания участников дуэта, а весь цикл в целом — отменного чувства формы, чтобы все «картинки» выстроились в последовательную и захватывающую экспозицию.

Полонез Фридерика Шопена (1810-1849) ля-бемоль мажор (сочинен в 1842 году) — грандиознейший из его полонезов с поистине оркестровой мощью фактуры, достигнутой массивной октавной и аккордовой техникой. Название «Героический» полонез получил благодаря приятельнице Шопена ― французской писательнице Жорж Санд. Впервые услышав полонез, она написала в письме Шопену: «Вдохновение! Сила! Мощь! Несомненно, что такой дух должен присутствовать во время французской революции. Отныне этот полонез должен быть символом, героическим символом».

Соната для альта и фортепиано № 2 ми-бемоль мажор Иоганнеса Брамса (1833-1897) была написана в 1894 году. Своим светлым образным строем перекликается с той приятной атмосферой, в которой создавалась она – в Бад-Ишле, где Брамс так любил проводить лето. Музыкальный материал развивается очень естественно и непринужденно, объединяясь в непрерывном «течении» мелодических линий.

В первой части – Allegro amabile – каждый из разделов сонатной формы начинается изложением главной партии в основной тональности, благодаря чему форма части приобретает особую уравновешенность. Полнозвучные и напевные мелодические линии сочетаются с гибкими и причудливыми фигурациями альта, которые «отзываются» в фортепианной партии. Светлый колорит первой части сочетается с взволнованным характером. Образный строй страстно-напряженной второй части — Appassionato — соприкасается с разными периодами творчества Брамса. Третья часть – Andante con moto – с ее напевностью представляется удивительно светлой и созерцательной. Некоторую взволнованность вносят триольные фигурации в среднем разделе, появляющиеся у фортепиано и переходящие к альту. Созерцательность третьей части сменяется энергией подвижного финала – Allegro.

​​12 этюдов ор. 8 Александра Скрябина (1872-1915) созданы в 1894 году и тесно связаны с традициями позднего романтизма. В последних двух этюдах этого опуса сопоставлены трагическое и героическое. Слова Скрябина: «Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его» раскрывают сущность этих двух этюдов.

Этюд № 12, ре-диез минор требует от исполнителя мощи и экстатического выражения чувств, воли, ощущения светоносности и самоутверждения. Ритмические сдвиги помогают исполнителю правильно трактовать однородность ритма в «экстатической» фактуре и вызывают огромный накал нервного напряжения.

Этюд № 11, си-бемоль-минор — одно из самых скорбных произведений композитора. Это глубоко интимная лирика, некое воспоминание о глубокой потере. Исполнителю, предстоит выявить элементы подголосочности, которые здесь имеют важную роль. Мелодия выразительна и исполнена благородства. Музыкальное сопровождение прозрачно, интонации нисходящих полутонов звучат остро и скорбно.

В основе прелюдий Сергея Рахманинова (1873-1943) лежит почти всегда какой-нибудь один момент, одно постепенно раскрываемое душевное состояние. Прелюдия соль-минор, op. 23 (1901 год), построенная на контрастном сопоставлении сурового, грозно и неуклонно нарастающего маршевого движения с мечтательной лирически-напевной серединой, представляется в этом отношении исключением.

В этой музыке есть и мужественная энергия, и воодушевленный порыв, и одновременно тревога перед чем-то неотвратимым, грозно и неумолимо надвигающимся. Жанр марша своеобразно преломлен в первой теме прелюдии, с ее причудливыми, порой даже несколько фантастическими ритмическими очертаниями. Чеканная маршевая поступь соединяется с чертами иронической скерцозности, словно мефистофельская улыбка просвечивает за крадущимися «шагами» темы, из которых потом вырастает суровый, грозно-величественный образ. При этом роль динамизирующего, непрерывно «подхлестывающего» фактора выполняет ритмический оборот, который слышится несколько раз и в среднем эпизоде прелюдии g-moll, являясь связующим звеном между ее тематически контрастными разделами.

Соната для альта и фортепиано, соч. 11 № 4 была написана Паулем Хиндемитом (1895-1963) в 1919 году. Эта соната — первая из трех, написанных Хиндемитом для альта и фортепиано. В произведении очевидно влияние Брамса, Регера и Дебюсси.

Первая часть служит прелюдией к двум последующим частям; все три исполняются без перерыва. Вторая часть помечена как тема с вариациями. Простая народная тема, полная меланхолии (помеченная в партитуре «тихо и просто, как народная песня»), заявлена ​​в начале, за ней следуют четыре вариации. Третья часть написана в сонатной форме, но связана со второй частью тем, что в ней продолжаются вариации темы второй части (пятая и шестая вариации служат заменой разработки, седьмая вариация — кода).

Об исполнителях

Альтист Максим Новиков получил образование в Московской государственной консерватории им. Чайковского в классе Народного артиста СССР, профессора Юрия Башмета, там же прошел ассистентуру-стажировку.

Альтист Максим Новиков

Ещё во время обучения музыкант зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор и классических, и современных произведений, многие из которых прозвучали впервые именно в его исполнении.

Как солист Максим Новиков выступал с ГАСО им. Светланова, оркестром Мариинского театра, Красноярским академическим симфоническим оркестром, «Orchestra Excellence» (Италия), Государственным камерным оркестром Армении, Европейским оркестром им. Карла Великого, Симфоническим оркестром Шеньчженя, симфоническими и камерными оркестрами разных городов России.

Сольные концерты альтиста проходили в Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале «Арам Хачатурян» (Ереван), Камерном зале Берлинской филармонии и др. Созданный Максимом Новиковым и Валентиной Борисовой дуэт Stanza стал победителем V Международного фестиваля-конкурса им. В. Дуловой (2011).

Максим Новиков — основатель международных фестивалей в Латвии, Италии и России. Альтист играет на принадлежащем ему инструменте работы Энрико Черутти.

Пианист Иван Фёдоров получил образование в Московской государственной консерватории им. Чайковского в классе легендарного профессора, Народного артиста России Сергея Доренского, там же прошел ассистентуру-стажировку.

Пианист Иван Фёдоров

В составе фортепианного дуэта Иван Фёдоров — Сергей Бусырев — финалист Международного конкурса фортепианных дуэтов «Мюррей Дранофф» в Майами (США, 1997), лауреат Международного конкурса камерных ансамблей в г. Кальтаниссетта (Италия, 1998).

Как солист Иван Фёдоров выступал в Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории и др. По приглашению маэстро Юрия Темирканова дал сольный концерт на Международном фестивале «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» (Санкт-Петербург, 2008).

Пианист выступает с сольными и камерными программами в России и за рубежом, сочетая концертную деятельность с педагогической (с 2007 года — доцент кафедры специального фортепиано).

Иван Фёдоров — основатель и главный редактор интернет-портала Belcanto.ru (с 2002 года).

Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 65 (3 этаж), Культурный центр Елены Образцовой
21 июня (среда) 2023 года, в 19:00
Стоимость билета — 1000 руб.
Заказ билетов по тел.: +7 911 928-80-99 (WhatsApp, Telegram)
Группа ВКонтакте

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама