Эрнест Ансерме

Дата рождения
11.11.1883
Дата смерти
20.02.1969
Профессия
Страна
Швейцария
Эрнест Ансерме / Ernest Ansermet

Ансерме, Эрнест (фр. Ernest Ansermet; 11 XI 1883, Веве — 20 II 1969, Женева) — швейцарский дирижёр и композитор.

Изучал теорию композиции у А. Денереа в Лозанне (с 1906), А. Жедальжа в Париже, О. Барблана и Э. Блоха в Женеве, позднее совершенствовался в дирижировании в «Схола канторум» в Париже у Ф. Ласерды, а также у Ф. Мотля в Мюнхене и А. Никиша в Берлине (1910–11).

В 1911–14 дирижировал концертами в курзале в Монтрё (сблизился там с И. Ф. Стравинским), в 1915–18 — абонементными концертами в Женеве. В 1915–23 музыкальный руководитель труппы «Русский балет С. П. Дягилева», с которым гастролировал в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки.

В 1918 организовал оркестр Романской Швейцарии; руководил этим оркестром в течение 50 лет, выдвинув его в число лучших европейских коллективов. Выступал с ведущими оркестрами Европы и США. В СССР гастролировал впервые в 1928.

Ансерме известен как один из лучших интерпретаторов музыки французских импрессионистов, а также Стравинского (дирижировал первым исполнением в 1918 в Лозанне «Истории солдата»). Для искусства Ансерме характерны высокая культура, тонкое колористическое мастерство, тщательность и точность воспроизведения музыкального текста в классической и современной музыке.

Ансерме — автор произведений в стиле импрессионистов: симфонической поэмы «Весенние листья» («Printemps des feuilles»); песен для фортепиано с оркестром; фортепианных пьес; переложений для оркестра, в т. ч. «6 старинных эпиграфов» («Six Epigraphes antiques») К. Дебюсси.

Литературные сочинения: Le geste du chef d’orchestre, Laus., 1943; Debat sur l’art contemporain, Neuchatel, 1948; Entretiens sur la musique, Neuchatel, 1963; Les fondements de la musique dans la conscience humaine, v. 1–2, Neuchatel, 1961, 1965.

Литература: Tappolet W., E. Ansermet, «Neue Schweizer Rundschau», 1926, XIX; Hommage, а Ansermet, Laus., 1943; Gavoty В., Ernest Ansermet, Gen., 1961.

Е. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Своеобразная и величественная фигура швейцарского дирижера знаменует собой целую эпоху в развитии современной музыки. В 1928 году немецкий журнал «Ди Музик» в статье, посвященной Ансерме, писал: «Как немногие дирижеры, он целиком принадлежит нашему времени. Лишь исходя из многогранной, противоречивой картины нашей жизни, можно постичь его личность. Постичь, но не свести к единой формуле».

Рассказывать о необычном творческом пути Ансерме — во многом означает также рассказывать историю музыкальной жизни его страны, и прежде всего замечательного «Оркестра Романской Швейцарии», основанного им в 1918 году.

К моменту основания оркестра Эрнесту Ансерме было 35 лет. С юности он увлекался музыкой, просиживал долгие часы за роялем. Но систематического музыкального, а тем более дирижерского образования не получил. Учился в гимназии, в кадетском корпусе, в Лозаннском колледже, где изучал математику. Позже Ансерме ездил в Париж, посещал дирижерский класс консерватории, провел одну зиму в Берлине, слушая концерты выдающихся музыкантов. Ему долго не удавалось осуществить свою мечту: необходимость зарабатывать на жизнь заставляла молодого человека заниматься математикой. Но все это время Ансерме не оставлял помыслов стать музыкантом. И когда, казалось, перед ним открылись перспективы научной карьеры, он бросил все, чтобы занять случайно подвернувшееся скромное место капельмейстера маленького курортного оркестра в Монтрё.

Здесь в те годы собиралась модная публика — представители высшего света, богачи, а также артисты. Среди слушателей молодого дирижера оказался как-то Игорь Стравинский. Эта встреча стала решающей в жизни Ансерме. Вскоре по совету Стравинского Дягилев пригласил его к себе — в русскую балетную труппу. Работа здесь не только помогла Ансерме приобрести опыт — он познакомился за это время с русской музыкой, страстным почитателем которой, стал на всю жизнь.

В трудные военные годы карьера артиста на некоторое время прервалась — вместо дирижерской палочки он снова вынужден был взять в руки указку преподавателя. Но уже в 1918 году, собрав воедино лучших швейцарских музыкантов, Ансерме организовал по сути дела первый профессиональный оркестр в своей стране. Здесь, на перекрестке дорог Европы, на перепутье различных влияний и культурных течений, он и начал свою самостоятельную деятельность.

Оркестр состоял всего из восьмидесяти музыкантов. Ныне, спустя полвека, — это один из лучших коллективов Европы, насчитывающий более ста человек и известный повсюду благодаря своим гастрольным турне и записям.

С самого начала четко определились творческие симпатии Ансерме, отразившиеся в репертуаре и художественном облике его коллектива. Прежде всего, конечно, французская музыка (особенно Равель и Дебюсси), в передаче красочной палитры которой Ансерме имеет мало себе равных. Затем русская классика, «кучкисты». Ансерме первым познакомил соотечественников, да и многих слушателей других стран, с их творчеством. И наконец — современная музыка: Онеггер и Мийо, Хиндемит и Прокофьев, Барток и Берг, а в первую очередь — Стравинский, один из любимейших авторов дирижера.

Способность Ансерме зажечь музыкантов и слушателей, увлечь их причудливыми красками музыки Стравинского, раскрыть во всем блеске стихию его ранних сочинений — «Весны священной». «Петрушки», «Жар-Птицы» — и поныне остается непревзойденной. Как отмечал один из критиков, «оркестр под управлением Ансерме блещет ослепительными красками, весь живет, глубоко дышит и захватывает своим дыханием аудиторию». В этом репертуаре во всем блеске проявился поразительный темперамент дирижера, пластичность его интерпретации. Ансерме чуждался всяческих штампов и эталонов — каждая его трактовка была своеобразна, не похожа ни на какой образец. Быть может, здесь сказалось — в положительном смысле — отсутствие у Ансерме настоящей школы, его свобода от дирижерских традиций. Правда, интерпретация классической и романтической музыки, особенно немецких композиторов, а также Чайковского не была сильной стороной искусства Ансерме: тут его концепции оказывались менее убедительны, часто поверхностны, лишены глубины и размаха.

Страстный пропагандист современной музыки, давший путевку в жизнь множеству произведений, Ансерме, однако, решительно выступал против разрушительных тенденций, присущих современным авангардистским течениям.

Ансерме дважды гастролировал в СССР — в 1928 и в 1937 годах. Мастерство дирижера в исполнении французской музыки и произведений Стравинского было по достоинству оценено нашими слушателями.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама