Франческо Арайя

Дата рождения
25.06.1709
Дата смерти
1770
Профессия
Страна
Италия
Франческо Арайя

Франческо Арайя (итал. Francesco Araja; 25 июня 1709, Неаполь — около 1770, Болонья) — итальянский композитор.

Представитель неаполитанской оперной школы. С 1729 его оперы шли в разных городах Италии. В 1735 Арайя во главе итальянской оперной труппы приехал в Петербург (жил до 1738). Опера Арайи «Сила любви и ненависти» («La Forza dell’amorе е dell’odio», 1734) — первая опера, поставленная в России (1736, придворный театр, Петербург). За ней последовали «Притворный Нин, или Узнанная Семирамида» («La Finto Nino о la Semiramide riconosciuta», 1737) и «Артаксеркс» (1738). В 1744 Арайя вновь приехал в Россию. Для петербургской придворной сцены им были написаны (на либретто итальянского поэта Д. Бонекки, служившего при русском дворе) оперы «Селевк» (1744), «Сципион» (1745), «Митридат» (1747), «Беллерофонт» (1750), «Евдоксия венчанная» («Eudossia incoronata», 1751), аллегорическая пастораль «Прибежище мира» («L’asilo della pace», 1748), действие которой происходит в русской сельской местности.

Арайя написал музыку к первому русскому оперному либретто А. П. Сумарокова «Цефал и Прокрис» (1755, опера исполнена русскими артистами). Стилистически эта опера не отступает от традиционных штампов итальянской оперы-сериа. Последняя опера Арайи, поставленная в России, — «Александр в Индии» (1755). В 1759 вернулся на родину; ещё раз посетил Россию в 1762. Среди сочинений Арайи — оратории, кантаты, соната и каприччио для клавичембало и др.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. II, М.-Л., 1929; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Келдыш Ю., Русская музыка XVIII в., М., 1985; Mooser R.-A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle, v. 1, Gen., 1948, p. 121–31.

Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Неаполитанская школа — в истории оперы это понятие значит немало. Алессандро Скарлатти, Никола Порпора, Томмазо Траэтта, Никколо Йомелли — это имена, без которых невозможно представить себе становление оперного жанра. К неаполитанской школе принадлежал и Франческо Арайя, но имя этого итальянского композитора неразрывно связано с Россией, с историей русской оперы.

Франческо Арайя появился на свет в Неаполе. Отец его был музыкантом, и потому мальчик приобщился к искусству довольно рано. Обучение было столь успешным, что уже в четырнадцатилетнем возрасте Франческо смог работать в церкви, исполняя обязанности органиста. В те же годы он начал сочинять музыку, а через несколько лет состоялся его композиторский дебют: во Флоренции, при дворе герцога Тосканского прошла премьера его оперы «Береника». Эта первая опера, созданная Арайей, принадлежала к числу комических, но, начав творческий путь оперного композитора с комической оперы, Арайя никогда больше к этому жанру не возвращался.

«Береника» имела большой успех. В скором времени в Риме была поставлена новая опера молодого композитора — «Любовь к царствующим». К Арайе пришел успех: в разных городах Италии исполнялись его оратории, ставились оперы. На премьере одной из них — «Клеомены» — присутствовал русский посол. Остается только догадываться, какую роль сыграл это факт в дальнейшей судьбе композитора.

В 1735 году Италию посетил Пьетро-Миру Педрилло. Этот итальянец когда-то отправился в Россию, чтобы стать скрипачом в итальянской опере при дворе Анны Иоанновны. Надежды его на карьеру придворного музыканта не оправдались, зато ему удалось занять место придворного шута и даже стать любимцем императрицы. Сохранилось немало историй о его остроумии, но в данном случае задача у него по прибытии в Италию была очень серьезная: в Санкт-Петербурге создавалась постоянная оперная труппа, и Педрилло должен был подобрать для нее певцов, музыкантов, а также капельмейстера. Подходящим кандидатом на последнюю должность представлялся ему Никола Порпора, но тот отказался, и тогда Педрилло обратил внимание на другого оперного композитора — Арайю.

Дебют нового капельмейстера при российском дворе состоялся в 1736 году и был приурочен ко дню рождения императрицы. Эта знаменательная дата была отмечена постановкой оперы Арайи «Сила любви и ненависти» под руководством самого автора (первая постановка этого произведения состоялась двумя годами раньше в Милане). Для России это было весьма значительное событие: первая итальянская труппа появилась в Санкт-Петербурге еще в 1731 году, но ставила она интермеццо, пасторали, фарсы — и вот, наконец, в России осуществилась первая полноценная оперная постановка, и сделал это именно Франческо Арайя.

Но если «Сила любви и ненависти» ранее ставилась в Италии, то новая опера Арайи — «Притворный Нин, или Узнанная Семирамида», впервые представленная в следующем году — создавалась им именно для российской сцены. В 1738 году появляется новая опера-seria — «Артаксеркс». Относительно жизни композитора в последующие годы мнения исследователей расходятся: то ли он уехал из России на три года, то ли оставался в это время в Санкт-Петербурге, но не создавал и не ставил новых опер. Но, так или иначе, в 1742 году — уже в царствование Елизаветы Петровны — деятельность Арайи в российской столице продолжилась с большим успехом.

В последующие годы одна за другой появились его оперы: «Селевкт», «Беллерофонт», «Митридат», «Евдоксия Венчанная, или Феодосий II», «Титово милосердие». Премьера «Беллерофонта» примечательна тем, что она стала оперным дебютом Марка Федоровича Полторацкого — одного из первых отечественных певцов, зачисленных в итальянскую труппу. Впоследствии его учениками были Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский.

Но если говорить о роли Арайи в истории оперного жанра в России, то гораздо более значительным событием называют премьеру другого его произведения — оперы «Цефал и Прокрис», состоявшуюся в 1755 году. Эта была первая опера, написанная на русское либретто — создал его Александр Петрович Сумароков. Успех оперы превзошел все ожидания, композитор даже получил от императрицы роскошный дар — соболью шубу.

В 1757 году у труппы, возглавляемой Арайей, появился весьма серьезный конкурент в лице антрепризы, основанной другим итальянским артистом — Джованни Баттиста Локателли. Музыку для этой антрепризы создавал немецкий композитор Фридрих Герман Раупах, который прежде играл в оркестре итальянской труппы под началом Арайи. Вторая опера на русскоязычное либретто, также написанное Сумароковым, — «Альцеста» — принадлежит перу Раупаха. Успех «Альцесты» побудил Арайю подать в отставку, и Раупах был назначен на должность капельмейстера.

Возвратившись в Италию, Арайя безбедно жил благодаря пенсии, назначенной российской императрицей. В 1762 году он вновь побывал в России. Последние годы жизни композитора прошли в Болонье. Франческо Арайя ушел из жизни около 1770 года.

реклама

вам может быть интересно

Олли Мустонен Композиторы

Произведения

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама