Les Arts Florissants
Вокально-инструментальный ансамбль Les Arts Florissants — один из наиболее известных и признанных в Европе и мире ансамблей старинной музыки. Коллектив, посвятивший свое искусство исполнению барочной музыки на исторических инструментах, был основан в 1979 году франко-американским клавесинистом и дирижером Уильямом Кристи и получил свое имя по названию оперы Марка-Антуана Шарпантье «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants).
Главной заслугой ансамбля считается возрождение во Франции интереса к музыке XVII–XVIII вв. — как французской, так и европейской. Эта музыка долгое время по большей части пребывала в забвении и возвращена к жизни именно ансамблем Les Arts Florissants. Многие рукописи были буквально «раскопаны» Уильямом Кристи и музыкантами ансамбля в Национальной библиотеке Франции, и теперь этот репертуар широко представлен на концертной и оперной сцене, вызывая всеобщее восхищение.
С 1987, со времени постановки спектакля «Атис» Люлли в парижской Opéra-Comique, с триумфом возобновленного в мае 2011 года, ансамбль очень интенсивно и с огромным успехом работает в этом жанре. Наибольший резонанс вызвали постановки опер Монтеверди («Возвращение Улисса на родину» на фестивале в Экс-ан-Провансе, 2000 и 2002; «Коронация Поппеи», 2005; «Орфей» в Королевском театре Мадрида, 2008), Рамо («Галантные Индии», 1990 и 1999; «Ипполит и Арисия», 1996; «Бореады», 2003; «Паладины», 2004), Люлли («Армида», 2008), Шарпантье («Медея», 1993 и 1994), Перселла («Король Артур», 1995; «Дидона и Эней», 2006; «Королева фей», 2010), Моцарта («Волшебная флейта», 1994, «Похищение из сераля» в Opera du Rhin в Эльзасе, 1995), опер и ораторий Генделя («Орландо», 1993; «Атис и Галатея», 1996; «Семела», 1996 и 2010; «Альцина», 1999; «Ксеркс», 2003; «Геркулес», 2004 и 2006; L’Allegro, il Moderato ed il Penseroso, 2007).
Les Arts Florissants сотрудничали со знаменитыми режиссерами, такими как Альфредо Ариас, Роберт Карсен, Пьер Луиджи Пицци, Грэм Вик, Дебора Уорнер, а также с хореографами: Франсин Лансело, Иржи Килиан, Беатрис Масин, Анна Йепес, Ширли Уинн, Бьянка Ли, Хозе Монтальво, Доминик Эрве и многими другими.
Ансамбль достиг выдающихся успехов и в концертной деятельности, что подтверждается многочисленными концертными исполнениями опер («Зороастр» и «Празднества Гебы» Рамо, «Идоменей» Кампра, «Иевфай» Монтеклера, «Орфей» Росси, «Актеон», «Версальские удовольствия», «Сошествие Орфея в ад» Шарпантье, «Дидона и Эней» Перселла, «Сусанна» и «Юлий Цезарь» Генделя), духовной музыки (мотеты Рамо, Мондонвиля, Демаре, Люлли, Шарпантье), «Страстей по Матфею» Баха, ораторий Генделя («Мессия», «Израиль в Египте», «Теодора»), светской камерной музыки, а также большого числа хоровых произведений.
В 1999 ансамбль Les Arts Florissants обратился к современному репертуару, исполнив премьеру Мотета для пяти солистов и оркестра Hunc igitor terrorem Бетси Жолас, отметив таким образом свое 20-летие.
Ансамбль имеет впечатляющую дискографию: более 40 записей на студии Harmonia Mundi и около 30 на Warner Classics/Erato, последняя из которых — «Теодора» Генделя. Начав в 2003 году сотрудничество с компанией EMI/Virgin Classics, ансамбль выпустил более 10 записей, включая недавние — ораторию Гайдна «Сотворение мира» и Lamentazione, первую запись под управлением Пола Агню. Каталог записей ансамбля на DVD, включающий около 80 названий, недавно пополнился записями «Дидоны и Энея» Перселла (на студии Deborah Warner) и «Армиды» Люлли (постановка Роберта Карсена). В ближайшее время будет осуществлена запись «Атиса» Люлли (на FRA Musica). Недавно вышел четвертый DVD-диск из серии Le Jardin des Voix («Сад голосов»), где записаны фрагменты из опер Перселла, Шарпантье, Рамо, Генделя, Моцарта, Гретри, Филидора с участием артистов из разных стран, стажирующихся в основанной Уильямом Кристи Академии молодых певцов в г. Кане, а также диск с записью спектаклей театра Comédie-Française «Влюбленный доктор» и «Сицилиец» Мольера с музыкой Люлли (2006).
В течение 20 лет резиденцией Les Arts Florissants является театр в Кане, а музыканты — его постоянные артисты. Каждый сезон ансамбль выступает в Нижней Нормандии (Кан — административный центр этого региона). Также он много концертирует во Франции и за рубежом, являясь своеобразным посланником французской культуры (концерты в Бруклинской академии музыки, Линкольн-центре в Нью-Йорке, Барбикан-центре в Лондоне, Королевском театре Мадрида, на фестивале в Вене и на многих других престижных фестивалях и лучших концертных залах мира). В сезоне 2010–2011 коллектив представил 11 программ и дал более чем 80 концертов и спектаклей в городах Франции, Мадриде и других городах Испании, в Москве и Санкт-Петербурге в рамках Года Франции в России, а также в Вене, Нью-Йорке, Пекине, Брюсселе, Будапеште, Роттердаме, Утрехте.
В последние годы Уильям Кристи регулярно приглашает к сотрудничеству исполнителей и дирижеров, близких ансамблю по своим творческим принципам и устремлениям. Это, к примеру, Пол Агню, знаменитый тенор и дирижер, первым после Кристи вставший за пульт Les Arts Florissants (дирижировал Vespers Вивальди в январе 2007 и программой, включавшей «Оду» и антемы Генделя в июне 2008), и Джонатан Коэн, который дирижировал одним из представлений оперы Герольда «Зампа» в 2008 в Opéra-Comique и программой из произведений Глюка, Гайдна и Моцарта в начале сезона 2009–2010.
В 2009, когда Les Arts Florissants отмечали 30-летие, был создан сайт Arts Flo Media, специально для того, чтобы задокументировать наиболее значительные события в истории ансамбля, поделиться плодами многолетней деятельности в области возрождения барочной музыки, особенно французской. Сайт позволяет пользователям «побывать» на сотнях концертов и спектаклей ансамбля со времени его основания и до наших дней. Он также открывает доступ к богатому архиву коллектива: это около сотни партитур (большей частью неопубликованных), архив аудио — и видеоматериалов, богатая коллекция фотографий, буклетов и программок.
Помимо этого, несколько раз в год сайт представляет трансляции с концертов и оперных спектаклей Les Arts Florissants. Постепенно эти трансляции станут доступны для просмотра он-лайн в любое время.
Ансамбль пользуется финансовой поддержкой Министерства культуры и коммуникаций Франции, администрации г. Кан и региона Нижняя Нормандия. Генеральный спонсор ансамбля — компания Imerys, мировой лидер по добыче белой глины и производству керамики.