Возрождение

Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха перехода европейской культуры от средневековья к новому времени (сер. 15-16 вв., в Италии с 14 в.). Характеризуется высвобождением культуры из-под власти церкви, свободомыслием и раскрепощением личности. Образцом отражения реального мира в эпоху В. становится искусство античности. В то же время искусство В. опиралось на нар. творчество. Обе эти тенденции были существенны для балета, который в эпоху В. только начинал зарождаться. Элементы балета возникали в Италии в синтетич. зрелищах, сопровождавших празднества - шествия, маскарады и др. В Италии, позднее во Франции и др. странах, такие зрелища устраивались преим. при дворах. Они включали в себя традиц. бытовые танцы и исполнялись любителями, однако со временем организация таких представлений обрела проф. характер. Выдвигались постоянные устроители зрелищ festaiuoli (от festa - празднества). Они систематически включали в представления аллегорич. и мифологич. пантомимы, пасторали, интермедии и др. Танц. фрагменты носили, видимо, сюитный характер. Их усложнение вело к совершенствованию техники сценич. танца, который обособлялся от бытового, вбирая в себя самые разнообразные формы - от нар. плясок или танца жонглёров до обрядовых. Стал возникать т. н. "фигурный" (в первоначальном значении - выразительный) танец. Тогда же возник и термин "балет".

Праздничные зрелища со временем обретали подобие сюжета: в Италии - представление, устроенное дворянином Б. ди Ботто по случаю свадьбы миланского герцога (1489), во Франции - "Балет королевы Екатерины Медичи, в честь польских послов" (1573). Однако подлинное объединение стихов, пения, музыки и танца в единое драматургически осмысленное зрелище сложилось только к кон. 16 в. под влиянием франц. гуманистов "Плеяды". Первым драматич. балетом (включавшим в себя музыкально-декламац. речитативы) стал во Франции пост. итальянцем Б. Бальтазарини спектакль "Цирцея" ("Комедийный балет королевы", 1581), в котором уже наметились некоторые черты стиля барокко.

Праздничные зрелища - предпосылки возникновения балета - наблюдались как в Италии (позднее во Франции), так и в др. европ. странах, не исключая России, где в 16 в. также устраивались синтетич. представления с танц. сценами в исполнении скоморохов и др. Однако в эпоху В. балет нигде не обрёл художеств. автономии. В отличие от литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, отчасти даже музыки, эпоха В. не отмечена выдающимися достижениями балета, сохраняющими и ныне свою ценность, однако именно в то время были сделаны первые шаги к зарождению его как особого вида искусства.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Виртуоз Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Gaudeamus, Гаудеамус Музыкальные жанры
Новеллетта Музыкальные жанры
Композитор Термины и понятия
Инвенция Музыкальные жанры
Иранский балет Балет и танец
Метр Термины и понятия
Псальма Музыкальные жанры
Эфы Музыкальные инструменты
Battu, баттю Балет и танец
Праздники Церковная музыка

Реклама