Центр исполнительских искусств Барбикан

Barbican Centre

Город
Лондон
Год основания
1982
Тип
Автор
Центр исполнительских искусств Барбикан / Barbican Centre

Барбикан-центр – многофункциональный центр исполнительских искусств в жилом микрорайоне Барбикан Лондонского сити (City of London), один из крупнейших в Европе. Название «Барбикан» уходит корнями в историю Древнего мира: на месте современного микрорайона Лондона вездесущие римляне, заложившие свой новый город Лондиниум, строили барбаканы – башенные фортификационные сооружения, которые должны были защищать римскую «колонию» от нападений. Сегодня Барбикан-центр – уникальный в своем роде комплекс творческих площадок, на которых реализуются проекты в широком спектре жанров и арт-направлений: это концерты классической и современной музыки, театральные представления, а также кинопоказы и художественные выставки.

Здесь же находятся публичная абонементная библиотека с богатейшей коллекцией в области искусства и музыки, три ресторана, четыре кафе и весьма внушительный по своей территории «Зимний сад» (Conservatory). Барбикан-центр функционирует как резидентная (концертная и репетиционная) база двух топовых национальных оркестров Соединенного Королевства – Лондонского симфонического оркестра (London Symphony Orchestra) и Симфонического оркестра BBC (BBC Symphony Orchestra). Оба этих коллектива дают свои концерты в главном концертном зале Барбикан-центра – Барбикан-холле (Barbican Hall).

Барбикан-центр находится в вéдении Корпорации Лондонского сити (City of London Corporation), третьего по величине спонсора искусств в Великобритании. Эта институция – не только учредитель и заказчик строительства арт-комплекса: она также осуществляет его финансирование и управление им. Барбикан-центр был задуман как «дар города нации», и подарок этот в ценах на момент завершения строительства обошелся в 161 миллион фунтов стерлингов. Для посетителей он официально, в торжественной обстановке, был открыт 3 марта 1982 года Королевой Елизаветой II. Архитектурный стиль Барбикан-центра во всём мире давно уже позиционируется как брутализм, но иногда прибегают и к формулировке «необрутализм», подчеркивая искания именно послевоенного архитектурного модернизма.

Стиль брутализма довольно распространен в Англии, но единодушного повсеместного восторга он, как правило, не вызывает. Для него характерна тяжеловесная, массивная – отсюда и название – эстетика с использованием «суровых» материалов. В их числе – бетон грубой поверхностной фактуры, которая достигается лишь после полного «схватывания» материала как результат особой кропотливой технологии с применением ручных отбойных молотков. В ход идет и натуральный камень (в основном, «йоркстоун» – разновидность песчаника из карьеров в Йоркшире), а также сталь и дерево (дуб). Монструозный проект Барбикан-центра – креативное детище архитектурного бюро Chamberlin, Powell & Bon, которое занималось послевоенным проектированием всего жилого микрорайона Барбикан.

Итак, в арт-комплекс, кроме библиотеки, оранжереи, ресторанов и кафе, входят:

• Барбикан-холл (Barbican Hall) вместимостью порядка 2000 человек;

• Барбикан-театр (Barbican Theatre) вместимостью порядка 1200 человек: эта площадка спроектирована для лондонских выступлений Королевской шекспировской труппы (Royal Shakespeare Company), знаменитой театральной компании Великобритании, исторически базирующейся в Стратфорде-на-Эйвоне в английском графстве Уорикшир (использование компанией своего лондонского «форпоста» прерывалось в 2002-м, а затем возобновлялось в 2013 году). Барбикан-театр – сценическое пространство не только театра, но и танца, а театральные проекты Барбикан-центра реализуются также и на сцене Гилдхоллской школы музыки и театра (Guildhall School of Music and Drama), расположенной по соседству;

• «The Pit» (модифицируемое пространство театра вместимостью порядка 200 человек);

• Художественная галерея Барбикан-центра (Barbican Art Gallery) и бесплатная новая галерея «The Curve»;

• Три кинозала Barbican Cinema (один – вместимостью порядка 300 человек, два других зала – вместимостью порядка 150 человек;

• Большой спектр конференц-залов, модифицируемых под конкретные запросы, в том числе проведение бизнес-семинаров, презентаций, фокус-групп, заседаний и всевозможных корпоративных мероприятий в сочетании с банкетно-фуршетным обслуживанием;

• Торгово-выставочные залы и банкетно-фуршетные пространства;

• Ряд неформальных (экспериментальных) пространств для арт-перформанса.

Библиотека Барбикан-центра (Barbican Library) – одна из пяти библиотек Лондонского сити, крупнейшая из публичных библиотек города, и в ней регулярно проходят бесплатные образовательные мероприятия. Кроме отдельного расширенного собрания по искусству и специализированных музыкальных фондов есть в ней и детская секция. Здесь же находится и так называемая «Лондонская коллекция» исторических книг и источников, некоторые из которых имеют «возраст» в 300 лет. Все они числятся в свободном доступе. Библиотека также предлагает в аренду свои художественно-выставочные площади, а в музыкальной секции в бесплатное публичное пользование – два пианино.

В истории Барбикан-центра был длительный период проектирования и строительства. Проект был утвержден в 1971 году, но арт-комплекс начал возводиться и открылся лишь после того, как был построен жилой микрорайон Барбикан, возникший в 1960–70-х годах на месте, которое во время Второй мировой войны подверглось сильным бомбардировкам. К началу 1950-х годов оно представляло собой пустырь с несколькими десятками жителей, и поэтому встал вопрос о проектировании и строительстве жилого микрорайона с развитой инфраструктурой. Сегодня микрорайон состоит из трех башен-небоскребов под 404 фута (что порядка 120 с небольшим метров), 14-ти невысотных «стандартноэтажных» жилых и многофункциональных зданий, подземного гаража и трех общественных пространств. Весь микрорайон Барбикан Лондонского сити – один из известнейших микрорайонов Большого Лондона – расположился на площади 35 акров (порядка 14 гектаров).

Барбикан-театр

Для бруталистского дизайн-проекта Барбикан-центра, разработанного архитекторами Питером Чемберленом, Джоффри Пауэллом и Кристофом Боном, характерна нарочито приземистая, «распластанная» многоуровневая структура с этажностью, уходящей не только вверх, но и вниз. В этой сложной полиуровневой, многоэтажной, но не высотной просторной планировке Барбикан-центра задействованы многочисленные входы-выходы, и попасть внутрь него можно с разных сторон-подступов. Чтобы разместить арт-комплекс на заданном створе, архитекторы прибегли к оригинальному решению: выкопав котлован двадцатиметровой глубины, они разместили бóльшую часть объектов центра ниже уровня возвышения. Свое гигантское сооружение сами творцы сравнивали с «корпусом огромного корабля, бóльшая часть которого находится под водой», так что архитектурный арт-дизайн Барбикан-центра – это бетонный зиккурат. Подобный модернистский «мегалитический» подход сразу вызвал и до сих пор вызывает бурные эстетические споры, рождая в адрес воплощенной архитектурной концепции заведомо полярные мнения.

«Зимний сад» (Conservatory)

Так, в сентябре 2003 года по данным опроса международного агентства Grey Group London Барбикан-центр был признан «самым уродливым объектом Лондона». При этом всего двумя годами ранее – в сентябре 2001 года – тогдашний государственный министр по делам искусств Тесса Блэкстоун объявила о том, что всему комплексу Барбикан-центра отныне придается статус Grade II listed building, то есть объекта II степени, внесенного в список национального архитектурного достояния. Ко II степени в этом списке относятся особо важные сооружения – объекты, представляющие особый национальный интерес. Так, Барбикан-центр – давно уже объект особого архитектурного интереса по причине своей масштабности, многофункциональной комплексности и амбициозности самогó проекта.

В середине 1990-х годов концепция косметической «доводки», предложенная Тео Кросби из студии дизайна Pentagram, добавила комплексу скульптурные и декоративные элементы, напоминающие художественное движение викторианской эпохи «Искусство и ремёсла» («Arts & Crafts»). Более существенному обновлению Барбикан-центр подвергся в 2005–2006 годах: проекты архитектурного бюро Allford Hall Monaghan Morris (Саймон Оллфорд, Джонатан Холл, Пол Монаган, Питер Моррис) и архитектора Роджера Уэстмана улучшили функциональность комплекса и целенаправленно вновь высветили его черты в стиле, соответствующем оригинальной бруталистской архитектуре образца 1970-х годов.

Вход в Барбикан-центр с Шелковой улицы

При подобной схеме «модернизации» появился внутренний мост, который соединил пространство фойе со стороны Шелковой улицы (Silk Street) – это официальный адрес Барбикан-центра – с фойе со стороны воды (озера). Вход в Барбикан-центр с Шелковой улицы, который ранее был рассчитан больше на транспортные средства, был переустроен для улучшения доступа пешеходов. Было удалено и большинство декоративных украшений середины 1990-х. Снаружи главный фокус дизайна Барбикан-центра – озеро «в камне» с фонтанами и примкнувшая к нему терраса, а «нависающая» конструкция Барбикан-Театра одета в стекло и превращена в «Зимний сад» – «тропический оазис» – высочайшего класса. В пышном оазисе экзотического атриума кроме порядка 2000 видов тропических растений живут зяблики и перепелá, а в специальном водоеме – декоративные японские карпы кои.

Мнения об акустике Барбикан-холла всегда были противоречивы: кто-то оценивал ее как привлекательно теплую, а кто-то звучание в ней большого симфонического оркестра считал слишком сухим. В 1994 году улучшение акустических параметров Барбикан-холла курировал акустик из Чикаго Ларри Киркегаард. Вставший в 500 тысяч фунтов стерлингов, этот проект, по словам музыкального критика Нормана Лебрехта (октябрь 2000), «принес существенное улучшение характеристик эхо-контроля и звукопоглощения». В 2001 году Ларри Киркегаард вернулся, чтобы убрать с потолка навес над сценой и повесить вместо него регулируемые акустические отражатели, спроектированные фирмой Caruso St John Architects, что стало частью сметы общей реконструкции Барбикан-холла в 7,5 миллионов фунтов стерлингов. Тем не менее, на «относительную сухость акустики Барбикан-холла» музыкальный журнал «Gramophone» всё еще жаловался и в августе 2007 года.

По статистике ежегодно Барбикан-центр Лондонского сити, привлекающий богатой палитрой своих предложений – не только, естественно, музыкальных – посещают более миллиона человек. Помимо Гилдхоллской школы музыки и театра в жилом микрорайоне Барбикан расположен еще один объект общественно-массовой культуры – Музей Лондона (Museum of London). Наиболее простой и очевидный способ добраться до Барбикан-центра практически из любой точки Большого Лондона – станция лондонского метро с тем же названием Барбикан (Barbican). От нее вход в Барбикан-центр со стороны Силк-стрит – уже в пешей доступности. После выхода из метро останется преодолеть крытый пролет-туннель Буковой улицы (Beech Street) и повернуть направо. Еще немного, и вы – у цели…

Игорь Корябин

По материалам официального сайта Barbican Centre, открытых интернет-источников и на основании собственных живых впечатлений.

Фото с официального сайта Барбикан-центра: barbican.org.uk

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Словарные статьи

Лондон 12.01.2011 в 00:00

рекомендуем

смотрите также

Музыкальный фестиваль в Вербье Фестивали, конкурсы, премии
Лионская опера Театры и залы
Премия и фестиваль «Золотая Маска» Фестивали, конкурсы, премии
Премия «Грэмми» Фестивали, конкурсы, премии
Фестиваль в Мартина Франка Фестивали, конкурсы, премии

Реклама