Зденек Халабала

Дата рождения
18.04.1899
Дата смерти
04.03.1962
Профессия
Страна
Чехословакия
Зденек Халабала

Халабала, Зденек (чеш. Zdeněk Chalabala; 18 IV 1899, Угерске-Градиште — 4 III 1962, Прага) — чехословацкий дирижёр. Народный артист ЧССР (1958).

Начальное музыкальное образование получил под руководством матери, пианистки и дирижёра, затем учился в консерватории в Брно (1919–22) у Ф.Неймана (дирижирование) и Л. Яначека (композиция). Как дирижёр дебютировал в 1924 в Угерске-Градиште. Был 2-м дирижёром Национального театра (1925), главным дирижёром Словацкой филармонии (1926–36) и Земского театра (1929) в Брно, дирижёром, затем руководителем Национального театра в Праге (1936–45 и 1953–62), главным дирижёром оперных театров в Остраве (1945–47), Брно (1949–52), Братиславе (1952–53).

Осуществил ряд оперных постановок в СССР — в Москве (Большой театр — «Борис Годунов», 1957; «Проданная невеста»; «Укрощение строптивой» Шебалина, «Её падчерица» Яначека, все — 1958) и Ленинграде («Русалка» Дворжака, 1959; «Святоплук» Сухоня, 1960; «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, 1961). Ряд опер, исполненных под управлением Халабалы, записан на пластинки (в ЧССР — «Водоворот» Сухоня, «Шарка» Фибиха, «Чёрт и Кача» Дворжака; в СССР — «Укрощение строптивой»).

В репертуаре — главным образом оркестровые произведения современных чехословацких композиторов, а также чешская и русская оперная классика (участвовал в постановках в ЧССР ряда опер Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина). Гастролировал как симфонический и оперный дирижёр во многих странах.

Халабала — дирижёр романтического направления, отличался ярким темпераментом, глубоким пониманием специфики музыкальной и сценической драматургии оперного спектакля; в своих интерпретациях стремился к точному воспроизведению замысла композитора. Автор музыкальных сочинений и ряда статей в чехословацкой периодической печати.

Г. Я. Юдин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


«Другом русской музыки» называли Халабалу его соотечественники. И действительно, где бы ни работал артист за долгие годы своей дирижерской деятельности, в центре его внимания всегда наряду с чешской и словацкой музыкой была и русская.

Халабала был прирожденным оперным дирижером. Он пришел в театр в 1924 году и впервые встал за пульт в небольшом городке Угрешски-Градиште. Выпускник Брненской консерватории, воспитанник Л. Яначека и Ф. Неймана, он очень быстро проявил свои способности, дирижируя как в театре, так и в концертах основанной при его участии Словацкой филармонии. С 1925 года он начал работать в Брненском народном театре, главным дирижером которого стал впоследствии.

К этому времени определился не только творческий почерк дирижера, но и направление его деятельности: он ставит в Брно оперы Дворжака и Фибиха, энергично пропагандирует творчество Л. Яначека, обращается к музыке современных композиторов — Новака, Фёрстера, Э. Шульгофа, Б. Мартину, к русской классике («Снегурочка», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Царская невеста», «Китеж»). Большую роль сыграла в его судьбе встреча с Шаляпиным, которого дирижер называет одним из своих «настоящих учителей»: в 1931 году русский певец гастролировал в Брно, исполняя партию Бориса.

В последующее десятилетие, работая совместно с В. Талихом в Пражском Национальном театре, Халабала руководствуется теми же принципами. Наряду с чешской и русской классикой им были поставлены оперы Б. Вомачки, М. Крейчи, И. Зелинки, Ф. Шкроупа.

Расцвет деятельности Халабалы наступил в послевоенный период. Он был главным дирижером крупнейших театров Чехословакии — в Остраве (1945—1947), Брно (1949—1952), Братиславе (1952—1953) и, наконец, с 1953 года до конца жизни возглавлял Национальный театр в Праге. Блестящие постановки отечественной и русской классики, таких современных опер, как «Святоплук» Сухоня и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, принесли Халабале заслуженное признание.

Дирижер неоднократно выступал за рубежом — в Югославии, Польше, ГДР, Италии. В 1Э55 году с Пражским Национальным театром он впервые побывал в СССР, дирижируя «Проданной невестой» Сметаны и «Русалкой» Дворжака. А спустя два года гастролировал в московском Большом театре, где участвовал в постановке «Бориса Годунова», «Укрощения строптивой» Шебалина, «Её падчерицы» Яначека и в Ленинграде —«Русалки» Дворжака. Спектакли, шедшие под его управлением, московская печать назвала «значительным событием в музыкальной жизни»; критики высоко оценили работу «поистине тонкого и чуткого художника», который «покорил слушателей убедительностью интерпретации».

Лучшие черты таланта Халабалы — глубина и тонкость, широкий размах, масштабность концепций — нашли свое отражение и в оставленных им записях, среди которых оперы «Водоворот» Сухоня, «Шарка» Фибиха, «Черт и Кача» Дворжака и другие, а также сделанная в СССР запись оперы В. Шебалина «Укрощение строптивой».

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Айседора Дункан Танцовщики

рекомендуем

смотрите также

Реклама