Шопен. Полонез фа-диез минор

Polonaise (fis-moll), Op. 44

Композитор
Год создания
1841
Жанр
Страна
Польша
Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

Полонез ор. 44, fis-moll (сочинен в 1840—1841 годах, опубликован в 1841 году) — один из возвратов трагической героики у позднего Шопена (Сам Шопен называл его „скорее фантазией", чем полонезом, и даже „родом фантазии в форме полонеза".). Ф. Лист справедливо относил эту пьесу к самым „могучим" созданиям Шопена и писал о ней:

„Основной мотив неистов, зловещ, как час, предшествующий урагану; слышатся как бы возгласы отчаяния, вызов, брошенный всем стихиям. Беспрерывное возвращение тоники в начале каждого такта напоминает канонаду завязавшегося вдали сражения. Вслед бросаются, такт за тактом, странные аккорды. У величайших композиторов мы не знаем ничего подобного поразительному эффекту, который производит это место, внезапно прерываемое сельской сценой, мазуркой идиллического стиля, от которой как бы веет запахом мяты и майорана! Однако не в силах изгладить воспоминания о глубоком горестном чувстве, охватившем слушателя, она, напротив, усиливает ироническим и горьким контрастом тягостные его переживания, и он даже чувствует почти облегчение, когда возвращается первая фраза и с ней величественное и прискорбное зрелище роковой битвы, свободной, по крайней мере, от докучного сопоставления с наивным и бесславном счастьем! Как сон, импровизация эта кончается содроганием, оставляющим душу под гнетом мрачного отчаяния".

Вступление полонеза fis-moll — словно вариант гулкого и грозного вступления к полонезу es-moll. Затем — типичное контрастное построение. Первый его раздел (такты 9-78) насыщен драматизмом, страстностью и богат оттенками переживаний: тоски, тревоги, надежды, пылкого отчаяния. Второй период состоит из двух элементов: 1) ярко образной героики (словно гордое шествие гарцующей конницы, бряцание оружия в тактах 83 и дальнейших) и 2) образа отрадных, умиротворенных воспоминаний (мазурка с пасторальными интонациями) (Лист считал введение мазурки в полонез „новшеством".). Затем возвращаются вступление и первая тема, а в конце — широко развернутая кода депрессии с заключительным „криком" (будто отзвук последнего такта сонаты b-moll).

Вступление полонеза построено на мелодических обыгрываниях доминанты. Такт 9 и дальше — типичная полонезная шопеновская фактура мощной патетической аккордики. Отметим также динамические трели и „итальянские" терции. Великолепны по выразительности томительно-страстные мелодические нарастания. Такты 17-20 — полифонический момент из тех, роль которых растет у позднего Шопена. С такта 27 — вторая тема в b-moll (терция от fis-moll), а затем As-dur (= субдоминанте fis-moll). Характерны „стилизованные гаммы" с неровной, тревожной ритмикой. С такта 35 — возвращение первой темы (фактура становится еще более мощной, приобретает оркестровый по массивности характер). Однако уже в такте 41 обрушивающиеся октавы (вместо восходящих) предвещают трагическую развязку. Такт 53 и дальнейшие — чрезвычайное усиление напряженности. Вторая тема расширяется на октаву и становится стремительной (восхождение). В первой теме бас также устремляется вверх (четырежды) быстрыми гаммами. Но в тактах 67-68 опять обрушиваются октавы!..

Такты 79-82 — контрастный переход к „шествию". Период „шествия" (прерываемый реминисценцией второй темы) — замечательный пример остинатности ритмики и отдельного звука (la), вокруг которого группируются разнообразные гармонии, то осветляющие, то омрачающие колорит (Исторические корни подобных „осветлений — омрачений" уходят в далекое прошлое. Из сравнительно близких к Шопену по времени примеров-аналогий укажем на ряд моментов большой С-dur'ной симфонии Шуберта, на разработку первой части третьей симфонии Бетховена и т. д. — вплоть до Моцарта (см., скажем, среднюю часть Andante симфонии g-moll).).

В мазурке из средней части полонеза отметим особо параллельные („вокальные") терции и сексты. Сильно дан в конце мазурки замедленный, предвещающий мотив вступления. Чрезвычайно драматичен переход к репризе (резкие, внезапные взбеги пассажей с нижним хроматическим обыгрыванием нот трезвучия (Здесь доминантового.) — вспомним еще последние такты концерта f-moll). Замечательна кода — особенно такты 11-9 от конца, где задержания, обороты мелосу и гармонии полны глубокосердечной, волнующей грусти. Тут же романтика квинтовой интонации тоники.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Фортепианное трио No. 1 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Полонез 12.01.2011 в 11:02

рекомендуем

смотрите также

Реклама