Шопен. Три полонеза Op. 71

Polonaises, Op. posth. 71

Композитор
Год создания
1829
Жанр
Страна
Польша
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Op. posth. 71 No. 1, ре минор
Op. posth. 71 No. 2, си-бемоль мажор
Op. posth. 71 No. 3, фа минор

Полонез ор. 71 № 1 ре минор (1827) — весьма выразительный образец юношеского творчества Шопена. В отличие от предыдущих полонезов — талантливых „проб пера" — этот уже дышит подлинной мощью. Выступают новые черты мышления и фактуры Шопена: массивные аккорды четвертого такта, пассажи с „верхушками" из терций и кварт (такт 11), широчайшее развитие орнаментики и обыгрываний побочными тонами (особенно в тактах 22-25, где также звонкие секвенции малых септим).

Но главное — это появление в полонезе драматического замысла, осуществленного с превосходным мастерством.

Вряд ли можно сомневаться, что прототипом для Шопена должны были послужить полонезы Вебера и, прежде всего, его замечательная Polacca brillante (op. 72, соч. в 1819 году).

Лучшая черта этой пьесы — энергичный пульс движения — гениально схвачена и самостоятельно развита Шопеном. Следует отметить в данном плане период, начинающийся с такта 19 средней (D-dur'ной) части, где из плавных покачиваний тоники Fis-dur вырастают все более динамичные и звонкие фигуры, играющие переливами тональных красок и приводящие к мощному фортиссимо!

Но к изяществу и блеску Вебера Шопен присоединяет драматизм. Уже в первых тактах с их стремительными 32-ми и тревожными синкопами на си-бемоль можно предугадать будущего великого поэта трагедии Польши. Еще более симптоматичен длительный переход (такты 22-29) к репризе первой темы. Страстный подъем на доминанте, спуск цепью хроматических уменьшенных септаккордов и томительное затишье перед вступлением репризы — это почти что Шопен 30-х годов, тоскующий и страдающий! Не будем, впрочем, удивляться такому „предварению событий" — ведь историческая трагедия Польши коренится еще в XVIII веке, ведь еще Огиньский в своих полонезах передал ее волнующие отголоски.

Полонез ор. 71 № 2 си-бемоль мажор (1828) делает в плане кристаллизации типичной полонезной фактуры Шопена значительный шаг по сравнению с полонезом d-moll (ор. 71 № 1). Энергия движения (как и в том полонезе) ярко выражена. Но фактура становится значительно более плотной и мощной. Полновесные аккорды первых тактов и тревожные фанфары пунктированных групп в начале второй части с большей ясностью, чем аналогичные моменты в полонезе d-moll, заставляют вспомнить о позднейших полонезах Шопена. Несмотря на обилие мелкой орнаментальной техники, столь присущей раннему периоду творчества Шопена, музыка этого полонеза заметно более сурова и мужественна благодаря своей фактуре и ритмическому костяку.

Особый интерес представляет период с такта 19 по 27 второй части полонеза: тут смены различных септаккордов с задержаниями и мелодическими обыгрываниями характерно внетональны (беспрестанные переходы), после чего особенно светло и покойно звучат четыре такта A-dur. Это одна из сторон хроматизма Шопена, пример тех истинно романтических погружений в дебри многозначных отношений 12-тоновой системы, которые давали повод некоторым биографам Шопена сравнивать его... с Оссианом.

Наиболее примечательны два фортепианных полонеза, написанных в 1829 году: фа минор (op. 71 № 3) и соль-бемоль мажор (без опуса) (оба были изданы посмертно).

В полонезе f-moll обращают внимание уже первые четыре такта вступления, выдержанные в духе мрачной псалмодии. Этот выразительный отрывок, равно как и тоскливое начало полонеза с противопоставленными ему звонкой танцевальностью и драматическим нарастанием перед репризой в первой части, — заставляют усматривать в данном полонезе элементы будущих, страстно напряженных шопеновских форм.

Симптоматичен и полонез Ges-dur, более плотный по фактуре, привлекающий свободой и размахом гармонического и фактурного письма, хотя и менее мелодичный, чем полонез f-moll. Здесь вырабатываются некоторые особенности будущих монументальных полонезов Шопена (в частности, восходящие фразы терций в тактах 13-15 сразу заставляют вспомнить о полонезе fis-moll ор. 44).

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Шуман. «Манфред» Симфонические

Словарные статьи

Полонез 12.01.2011 в 11:02

рекомендуем

смотрите также

Реклама