Цифровая система музыкальной нотации

Категории словаря

Способ записи музыкального текста посредством цифр (см. Нотное письмо).

Возможность применения Ц. с. обусловлена значением в звуковой структуре числовых пропорций, упорядоченности элементов, сходством между муз.-функциональными и числовыми соотношениями. В нек-рых случаях Ц. с. оказывается более целесообразной, чем др. системы муз. знаков. По Ц. с. могут обозначаться высота звука, метр и ритм, иногда и др. параметры музыки.

Наиболее широко Ц. с. используется для обозначения звуковысотности, прежде всего интервалов (1 - прима, 2 - секунда и т. д.). С. И. Танеев предложил новую Ц. с. интервалов, в к-рой цифры указывают на количество секунд в интервале (прима - 0, секунда - 1, терция - 2 и т. д.); это дало возможность построения математически точной теории полифонич. соединений (см. Подвижной контрапункт). Римские (иногда и арабские) цифры применяются в ступенной системе учения о гармонии для обозначения аккордов через указание на ступени, являющиеся их примой (напр., I, V, нVI, в III и т. п.), что позволяет записывать аккорды в любой тональности, независимо от конкретной высоты примы; арабские (иногда и римские) цифры в ступенной и функциональной системах обозначают звуки данного аккорда (напр.,

image

— доминантовый септаккорд с повышенной квинтой). Обозначение ступеней октавы (до, ре и т. д.) араб. цифрами получило нек-рое распространение в рус. школьной практике хор. пения (по цифровой системе Э. Шеве; см. Сольмизация): ступени в средней певч. октаве (1-я октава у дисканта и альта, малая - у баса и тенора) - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 (пауза - 0), в более высокой октаве - с точкой сверху (

image

и т. д.), в нижней октаве - с точкой снизу (

image

и т. д.); ступени повышенные -

image

, пониженные -

image

. Цифры соответствуют звукам любой тональности, напр. в фа мажоре:

(Цифра с одной точкой справа равна половинной ноте, с двумя точками - половинной с точкой, с тремя точками - целой.)

Ц. с. применяется в табулатуре, генерал-басе, в практике обучения игре на нек-рых нар. инструментах (домре, балалайке, двухрядной хроматич. гармонике). При обучении игре на струн. инструментах используется ряд параллельных линий, число к-рых соответствует числу струн инструмента; на этих линиях записываются цифры, отвечающие порядковым номерам ладов на грифе. Линейки нумеруются сверху вниз. Подобная запись представляет собой род цифровой табулатуры. В нотах для гармоники нередко проставляются цифры, обозначающие порядковый номер клавиши, соответствующей данной ноте.

Ц. с. повсеместно распространена для обозначения метроритмич. соотношений - от мензуральных знаков 14-15 вв. (у Ф. де Витри в трактате "Ars nova" при описании modus perfectus u modus imperfectus) вплоть до совр. метрич. знаков. В теории классич. метрики X. Римана Ц. с. используется для обозначения метрич. функций тактов:

(где, напр., 4 - функция малого заключения, полукаданса; 8 - функция полного заключения; 7 - функция лёгкого такта, интенсивно тяготеющего к следующему, наиболее тяжёлому). В электронной музыке с помощью цифр могут записываться осн. параметры музыки - частота, динамика, продолжительность звуков. В практике сериальной музыки цифры могут применяться, напр., для обращения высотных отношений в ритмические (см. Сериальность), для пермутации. Разл. Ц. с. используются для счёта прочих рядоположных явлений, например для аппликатуры.

Литература: Альбрехт К. К., Руководство к хоровому пению по цифровой методе Шеве с приложением 70 русских песен и 41 трехголосного хора, преимущественно для народных школ, М., 1867, 1885; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, (1909), М., 1959; Galin Р., Exposition d'une nouvelle mйthode pour l'enseignement de la musique, P., 1818, то же, под названием: Mйthode du Meloplaste, P., 1824; Chevй E., Mйthode йlйmentaire de musique vocale, P., 1844, 1854; его же, Mйthode Galin-Chevй-Paris, Mйthode йlйmentaire d'harmonie, P., 1846; Коhoutek C., Novodobй skladebnй teorie zбpadoevropskй hudby, Praha, 1962, под назв.: Novodobй skladebnй smery v hudbe, Praha, 1965 (рус. пер. - Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976).

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Военная музыка Музыкальные жанры
Труба Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Осетинская музыка Национальные культуры
Невмы Термины и понятия
Рояль Музыкальные инструменты
Форманта Термины и понятия
Болонья Города
Колоратура Опера, вокал, пение
Вильнюс Города
Вибрафон Музыкальные инструменты
Fouette, фуэте Балет и танец

Реклама