Russian State Symphony Orchestra of Cinematography
Российский государственный симфонический оркестр кинематографии ведёт свою историю со времён «Великого Немого». Однажды, в ноябре 1924 года в знаменитом московском кинотеатре «Арс» на Арбате место перед экраном занял не пианист-тапёр, а оркестр. Такое музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре оркестр, которым руководил композитор и дирижёр Д. Блок, стал играть на сеансах и в других кинотеатрах. Отныне и навсегда судьба этого коллектива оказалась связанной с кинематографом.
Оркестр кинематографии внёс свою лепту в создание лучших фильмов довоенного времени выдающихся режиссёров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, Г. Александрова, Г. Козинцева, И. Пырьева. Музыку к ним писали Д. Шостакович, И. Дунаевский, Т. Хренников, С. Прокофьев.
«Каждый прошедший год моей жизни связан с какой-либо работой для кино. Делал я эти работы всегда с удовольствием. Жизнь показала, что советская кинематография нашла принципы максимально выразительного, правдивого соединения звуковых и зрительных элементов. Но всякий раз творческие поиски этих соединений так интересны и полезны, что задачи остаются неисчерпаемыми, а возможности бесконечными, как это и должно быть в настоящем искусстве. На своем опыте я убедился, что работа в кино – огромное поле деятельности для композитора и что она приносит ему неоценимую пользу», – говорил Дмитрий Шостакович, огромную часть творческого наследия которого составляет киномузыка. Им создано 36 партитур к фильмам – от «Нового Вавилона» (1928, первого российского фильма, для которого специально была написана музыка), до «Короля Лира» (1970), – и работа с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии является отдельной главой биографии композитора. В год 100-летия со дня рождения Шостаковича, оркестр принимал участие в посвященном памяти композитора фестивале.
Жанр кинематографа открывает композиторам новые горизонты, освобождая от замкнутого пространства сцены и необыкновенно расширяя полет творческой мысли. Особое «монтажное» мышление позволяет раскрыть мелодический дар, снимая обязательные условности оперно-симфонической драматургии. Именно поэтому в области киномузыки работали все выдающиеся отечественные композиторы, оставляя лучшие воспоминания о совместном творчестве с Оркестром кинематографии.
Андрей Эшпай:
«Многие годы совместной работы связывают меня с замечательным коллективом Российского государственного симфонического оркестра кинематографии. Наше музыкальное сотрудничество в студиях звукозаписи и на концертных площадках всегда приводило к полноценным художественным результатам и позволяло судить об оркестре как о коллективе высокого класса, обладающем огромным потенциалом, мобильностью, гибкостью, чуткостью к пожеланиям композитора и режиссера. Иными словами – это единственный в своем роде коллектив, он давно, по моему мнению, стал своеобразной академией киномузыки».
Эдисон Денисов:
«Мне пришлось много лет работать с Оркестром кинематографии, и каждая встреча была для меня радостью: я видел снова знакомые мне лица, многих музыкантов, с которыми я работал и вне оркестра. Всегда работа с оркестром была высокопрофессиональной и в музыкальном отношении, и в точности работы с экраном».
Все значительные вехи истории российского кино являются также творческими достижениями Оркестра кинематографии. Вот только некоторые из них: запись музыки к кинофильмам, отмеченным престижным «Оскаром», – «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит», «Утомлённые солнцем».
Работа в кино предъявляет к музыкальному коллективу особые требования. Запись музыки к фильму проходит в условиях строгих временных рамок почти без репетиций. Этот труд требует высокого профессионального мастерства каждого артиста оркестра, чёткости и собранности, музыкальной чуткости и быстрого понимания замысла композитора. Всеми этими качествами в полной мере обладает Симфонический оркестр кинематографии, в составе которого всегда были лучшие музыканты страны, лауреаты международных конкурсов. Для этого коллектива почти не существует невыполнимых задач. На сегодняшний день он является одним из самых мобильных оркестров, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, выступать в филармонических концертах с самыми разными программами и при этом постоянно работать в студии, записывая четко хронометрированную музыку к фильмам. Музыкантов ценят за эту универсальность, высочайший профессионализм и способность воплотить любой замысел композитора и режиссера.
Из воспоминаний Андрея Петрова:
«Очень многое связывает меня с Российским государственным оркестром кинематографии. С замечательными музыкантами этого коллектива я записывал музыку ко многим фильмам наших ведущих режиссеров (Г. Данелия, Э. Рязанов, Р. Быков, Д. Храбровицкий и др.). В этом коллективе существует как бы несколько разных оркестров: полнокровный симфонический состав легко преображается в эстрадный, в ансамбль солистов-виртуозов, может исполнять и джазовую, и камерную музыку. Поэтому с этим коллективом мы постоянно встречаемся не только в титрах кино и телефильмов, но и на афишах концертных залов».
Эдуард Артемьев:
«С 1963 года я работаю с Оркестром кинематографии и могу сказать, что вся моя творческая жизнь связана с этим коллективом. Более чем 140 фильмов озвучено Оркестром кинематографии вместе со мной. Это была музыка совершенно разных стилей и жанров: от симфонической до рок-музыки. И всегда это было профессиональное исполнение. Я хотел бы пожелать коллективу и его художественному руководителю С. Скрипке долгих лет жизни и больших творческих успехов. Тем более, что это единственный в своем роде коллектив, совмещающий в себе и концертную деятельность, и работу в кино».
С Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии охотно сотрудничали и сотрудничают все известные композиторы – Г. Свиридов и Э. Денисов, А. Шнитке и А. Петров, Р. Щедрин, А. Эшпай, Г. Канчели, Э. Артемьев, Г. Гладков, В. Дашкевич, Е. Дога и другие. Успехи коллектива, его творческое лицо определялось в контакте со многими талантливыми музыкантами и дирижёрами, работавшими с ним. В разные годы за его пультом стояли Д. Блок, А. Гаук и В. Небольсин, М. Эрмлер и В. Дударова, Г. Гамбург и А. Ройтман, Э. Хачатурян и Ю. Николаевский, В. Васильев и М. Нерсесян, Д. Штильман, К. Кримец и Н. Соколов. С ним сотрудничали такие известные мастера музыкального искусства, как Е. Светланов, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, М. Ростропович, Г. Рождественский, М. Плетнев и Д. Хворостовский.
Среди последних работ кинооркестра – музыка к фильмам «Искупление» (режиссер А. Прошкин старший, композитор Э. Артемьев), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (режиссер П. Буслов, композитор Р. Муратов), «Рассказы» (режиссер М. Сегал, композитор А. Петрас), «Уик-энд» (режиссер С. Говорухин, композитор А. Васильев), «Легенда №17» (режиссер Н. Лебедев, композитор Э. Артемьев), «Гагарин. Первый в космосе» (режиссер П. Пархоменко, композитор Дж. Каллис), к мультфильму «Ку. Кин-дза-дза» (режиссер Г. Данелия, композитор Г. Канчели), к многосерийным телефильмам «Достоевский» (режиссер В. Хотиненко, композитор А. Айги), «Раскол» (режиссер Н. Досталь, композитор В. Мартынов), «Жизнь и судьба» (режиссер С. Урсуляк, композитор В. Тонковидов) – последняя лента удостоена специального приза Совета Академии «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа». В 2012 году национальной кинематографической премии «Ника» за лучшую музыку был удостоен фильм «Орда» (режиссер А. Прошкин младший, композитор А. Айги). Оркестр активно приглашают к сотрудничеству ведущие российские и зарубежные киностудии: так для Голливуда в 2012 году была записана музыка к кинофильму «Москва 2017» (режиссер Дж. Брэдшоу, композитор Э. Артемьев).
«Замечательный Оркестр кинематографии – живая летопись нашего искусства. Немало дорог пройдено вместе. Уверен, что еще немало прекрасных музыкальных страниц будет вписано блестящим коллективом в будущие шедевры кино», – эти слова принадлежат выдающемуся режиссеру Эльдару Рязанову.
Важное место в жизни коллектива занимают концерты. В его репертуаре – многочисленные произведения русской и зарубежной классики, музыка современных композиторов. Оркестр кинематографии регулярно выступает в абонементных циклах Московской филармонии с интересными программами, рассчитанными как на взрослую публику, так и на юных слушателей; является желанным участником крупных культурных проектов, как, например, концерт на Красной площади в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 года.
В сезоне 2006/07 коллектив впервые представил персональный филармонический абонемент «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени П.И.Чайковского (автор цикла – С. И. Скрипка) и с тех пор концерты абонемента привлекают живой слушательский интерес. Первый концерт абонемента был посвящён киномузыке Дмитрия Шостаковича. Затем в рамках цикла состоялись авторские вечера Исаака Шварца, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Кирилла Молчанова, Никиты Богословского, Тихона Хренникова, Евгения Птичкина, Исаака и Максима Дунаевских, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, а также концерт памяти Андрея Петрова. Эти вечера, полюбившиеся публике от мала до велика, собрали на филармонической сцене крупнейших деятелей российской культуры, режиссеров, актеров, среди которых такие мастера, как Алиса Фрейндлих, Эльдар Рязанов, Пётр Тодоровский, Сергей Соловьёв, Татьяна Самойлова, Ирина Скобцева, Александр Михайлов, Елена Санаева, Никита Михалков, Дмитрий Харатьян, Нонна Гришаева, Дмитрий Певцов и многие другие. Динамичная форма выступлений увлекает слушателей сочетанием музыки и видеоряда, высоким эмоциональным тонусом и профессионализмом исполнения, а также возможностью встретится с любимыми киногероями и режиссёрами, услышать воспоминания о легендах отечественного и мирового кинематографа.
Гия Канчели:
«С Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии, которому исполняется 90 лет, меня связывает почти полувековая дружба. Наши теплые отношения начались с фильма Георгия Данелия «Не горюй» и они продолжаются, по сей день. Я готов поклониться каждому музыканту в отдельности за терпение, которое они проявляют во время записи. Желаю замечательному оркестру дальнейшего процветания, а Вам, дорогой Сергей Иванович, спасибо и мой низкий поклон!»
Почти 20 лет Симфонический оркестр кинематографии выступает в филармоническом абонементе выдающегося лектора-музыковеда Светланы Виноградовой в Большом зале консерватории и Концертном зале имени Чайковского.
Оркестр кинематографии – непременный участник различных музыкальных фестивалей. Среди них «Декабрьские вечера», «Музыка друзей», «Московская осень», в концертах которой вот уже не один год оркестр представляет премьеры сочинений ныне живущих композиторов, «Славянский базар» в Витебске, Фестиваль российской культуры в Индии, концерты в рамках Года кино Культурной Олимпиады «Сочи 2014».
Весной 2010 и 2011 коллектив совершил успешный тур со словенской певицей Манцей Измайловой – сначала в Любляне (Словения), а через год – в Белграде (Сербия). Эта же программа была представлена весной 2012 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского в рамках Дней славянской письменности и культуры.
В начале 2013 года Оркестр кинематографии был удостоен Гранта Правительства России.
Искусство Оркестра кинематографии широко представлено в многочисленных записях музыки к кинофильмам, которая на сегодняшний день является классикой ХХ века, а некогда впервые прозвучала в исполнении этого коллектива.
Тихон Хренников:
«Всю жизнь я был связан с Оркестром кинематографии. За это время там сменилось несколько руководителей. Каждый из них имел свою индивидуальность и особенности. Оркестр во все времена отличался великолепным составом музыкантов. Теперешним руководителем оркестра является Сергей Иванович Скрипка – яркий музыкант, дирижер, быстро ориентирующийся в новой музыке. Наши встречи с оркестром и с ним всегда оставляли у меня впечатление праздника, и кроме благодарности и восхищения у меня нет иных слов».
Источник: сайт Московской филармонии