
Фительберг, Гжегож (пол. Grzegorz Fitelberg; 18 X 1879, Двинск, ныне Даугавпилс Латвийской ССР — 10 VI 1953, Катовице) — польский дирижёр, скрипач, композитор.
Сын дирижёра русских военных оркестров. В 1891–96 учился игре на скрипке у С. Барцевича, композиции — у З. Носковского в Музыкальном институте в Варшаве. Как композитор дебютировал в 1896 (1-я премия на конкурсе композиторов в Лейпциге за 1-ю сонату для скрипки с фортепиано). С этого же года играл на скрипке в оркестре «Театра Вельки» в Варшаве, с 1901 — в только что созданном варшавском филармоническом оркестре; в 1904 дебютировал как дирижёр с этим оркестром. Был одним из основателей (1905) и ведущих деятелей группы «Молодая Польша» и издательства «Общества польской музыки», пропагандировавшего музыку молодых польских композиторов; дирижировал (с 1906) новыми произведениями членов этой группы (К. Шимановского, М. Карловича и др.).
С 1911 гастролировал в странах Европы. С 1912 дирижёр оркестров Придворной оперы и концертного общества в Вене. В 1914–21 жил в России, дирижировал в Петрограде симфоническими концертами (также в Павловске) и оперными спектаклями в Театре музыкальной драмы («Севильский цирюльник», «Сказки Гофмана», «Пелеас и Мелисанда», 1915–18), в Мариинском театре (ныне Театр оперы и балета им. Кирова; «Травиата», 1918; «Золотой петушок»; «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Гуно, «Орфей и Эвридика» Глюка, 1919), Михайловском театре (ныне Ленинградский Малый оперный театр; «Миньон», 1918; «Риголетто» и «Царь-плотник» Лорцинга, 1919), Государственном большом оперном театре («Народном доме»; «Кармен», 1919); выступал с симфоническими концертами в Москве, где в 1920 дирижировал оркестром Большого театра. В 1921–24 дирижировал спектаклями «Русских сезонов» за границей. В 1923–24 руководил оркестрами «Театра Вельки» и филармонии, в 1927–30 преподавал дирижирование в консерватории в Варшаве.
Во 2-й половине 1920-х гг. гастролировал как дирижёр симфонических концертов в различных городах СССР, в т. ч. в Киеве, в 1930 — в Мексике, странах Южной Америки. В 1934–39 дирижировал организованным им Большим оркестром Польского радио. В 1939–47 жил в США и Португалии, выступал с крупнейшими оркестрами в США и др. странах. В 1947–53 руководил симфоническим оркестром Польского радио в Катовице, концертировал в Польше, СССР и западно-европейских странах.
В репертуаре — главным образом музыка композиторов 20 века, в т. ч. М. Равеля, И. Ф. Стравинского (1-е исполнение «Мавры»), П. Хиндемита, С. С. Прокофьева (1-е исполнение «Классической симфонии»), А. Онеггера, Д. Мийо и др. Фительберг отличался высокой профессиональной культурой; его исполнение характеризовалось яркой эмоциональностью, изяществом, филигранной отделкой деталей.
Фительберг — автор музыкальных сочинений в неоромантическом стиле, для которых характерна красочность оркестровки. Закончил и инструментовал симфоническую поэму «Эпизод на маскараде» М. Карловича и завершил последнюю редакцию 2-й симфонии К. Шимановского (после их смерти). Государственная премия ПНР 1-й степени (1951).
Сочинения:
для оркестра — симфонии (1905, 1907), увертюры (1905, 1906), симфонические поэмы Песня о соколе (Piesn о sokole, по М. Горькому, 1906), Протесилай и Лаодамия (по С. Выспяньскому, 1908), В глубине моря (W glebi raorza, 1914), Польская рапсодия (Rapsodia polska, 1913); камерно-инструментальные ансамбли — 2 сонаты для скрипки с фортепиано (1894 и 1907), фортепианное трио (1901); романсы, песни.
Ежи Фительберг (20 V 1903, Варшава — 25 IV 1951, Нью-Йорк) — польский композитор. Сын Гжегожа Фительберга.
Учился в Московской и Варшавской консерваториях и Академии музыки в Берлине по классу композиции у Ф. Шрекера (окончил в 1926). В 1933–39 жил в Париже, с 1940 — в Нью-Йорке. Автор детской оперы «Глупый цыплёнок» («The silly chick», 1949), симфоний, в т. ч. для струнного оркестра (1946), симфониетты (1946), 3 оркестровых сюит (1926, 1928, 1930); концерта для струнного оркестра (1930), концертов с оркестром — для фортепиано (1935), для виолончели (1931); сонаты для 2 скрипок и 2 фортепиано; струнных квартетов (за 2-й и 4-й — премия Американской академии искусств, 1945), духового квинтета и октета, танцев и др. пьес для фортепиано, а также рапсодии для 4 фортепиано (1926); хоров a cappella; ему принадлежат оркестровые и камерно-инструментальные транскрипции произведений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. Шимановского и др.
Литература: Сhуbinski A., Grzegorz Fitelberg, «Mloda muzyka», 1908, No 2, 3, 5, 1909, No19, 20; Iwaszkiewicz J., Wspomnienie о wielkim artyscie, «Radio i swiat», 1953, No 25; Lutoslawski W., О Grzegorzu Fitelbergu, «Muzyka», 1954, No 7–8; Blaszczyk L. T., Dyrygenci polscy i obey w Polsce dzialajacy w XIX i XX wieku, Kr., 1964, s. 70–71.
З. Лиссa
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Этому художнику принадлежит одно из виднейших мест в польской музыкальной культуре XX века. Своим признанием, своим выходом на концертные эстрады всего мира польская музыка во многом обязана именно Гжегожу Фительбергу.
Отец будущего артиста — Гжегож Фительберг-старший — был военным дирижером и, обнаружив в своем сыне незаурядный талант, уже в двенадцать лет отдал его в Варшавский музыкальный институт. Фительберг окончил его в 1896 году по классу скрипки С. Барцевича и по классу композиции 3. Носковского, получив премию имени И. Падеревского за свою скрипичную сонату. После этого он стал концертмейстером оркестра Варшавского оперного театра, а затем и филармонии. С последним он дебютировал как дирижер в 1904 году, а несколько лет спустя начал регулярную дирижерскую деятельность.
К этому времени Фительберг уже завоевал известность как интересный композитор, автор двух симфоний, симфонических поэм (в том числе «Песни о соколе» по М. Горькому), камерных и вокальных сочинений. Вместе с прогрессивными польскими музыкантами — М. Карловичем, К. Шимановским, Л. Ружицким, А. Шелютой — он был организатором общества «Молодая Польша», ставившего своей целью пропаганду новой национальной музыки. И вскоре Фительберг окончательно оставляет композицию, чтобы служить этой цели своим дирижерским искусством.
Уже ко второму десятилетию нашего века дирижер Фительберг завоевывает признание. Он совершает первые турне с оркестром Варшавской филармонии, дирижирует в Венской придворной опере и в концертах Общества друзей музыки, дает ряд концертов на первом фестивале польской музыки в Кракове. Длительный период времени артист проводит в России — с 1914 по 1921 год. Он дирижировал концертами в Павловском вокзале, возглавлял Государственный симфонический оркестр, вел спектакли Мариинского и Большого театров.
С огромным энтузиазмом и интенсивностью работает Фительберг после своего возвращения на родину. В 1925—1934 годах он стоял во главе оркестра Варшавской филармонии, а затем организовал собственный коллектив — оркестр Польского радио, который уже в 1927 году на Всемирной выставке в Париже удостаивается золотой медали. Кроме этого, артист постоянно выступает в Варшавской опере, совершает длительные гастрольные поездки по странам Европы, Северной и Южной Америки, во время которых не только дает концерты, но и дирижирует оперными и балетными спектаклями.
Так, в 1924 году он стоял за пультом «Русского балета С. Дягилева», а в 1922 году провел в парижской «Гранд-Опера» премьеру «Мавры» Стравинского. Фительберг неоднократно бывал в СССР, где его искусство пользовалось большой любовью слушателей. «Каждая новая встреча с ним по-новому радует. Это мастер большого, хоть и сдержанного темперамента, блестящий организатор оркестра, умеющий подчинить его своему продуманному и глубокому исполнительскому плану», — писал о нем А. Гольденвейзер.
Первый исполнитель большинства сочинений своих друзей по обществу «Молодая Польша», он и за рубежом дал десятки концертов, программы которых были составлены исключительно из произведений Шимановского, Карловича, Ружицкого, а также более молодых авторов — Войтовича, Маклакевича, Палестера, Перковского, Кондрацкого и других. Мировая слава Шимановского была завоевана во многом благодаря вдохновенному и непревзойденному исполнению его музыки Фительбергом. Вместе с тем Фительберг составил себе известность и как отличный интерпретатор творчества крупнейших композиторов первой половины XX века — Равеля, Русселя, Хиндемита, Мийо, Онеггера и других. На родине и за ее пределами дирижер постоянно исполнял также русскую музыку, особенно Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Мясковского; под его управлением впервые прозвучала в Польше Первая симфония Д. Шостаковича.
До конца жизни Фительберг отдавал весь свой талант служению родному искусству. Лишь в годы Фашистской оккупации он был вынужден покинуть Польшу и концертировал в Нидерландах, Англии, Португалии, США, Южной Америке. Вернувшись на родину в 1947 году, артист возглавлял Большой симфонический оркестр Польского радио в Катовицах, преподавал в Варшавской консерватории, немало работал и с самодеятельными музыкальными коллективами, участвовал во многих общественных начинаниях. Фительберг был удостоен высших наград и премий Польской Народной Республики.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.