Флорентийская камерата (итал. camerata — компания, корпорация) — содружество гуманистов-философов, поэтов, музыкантов и любителей музыки. Возникла около 1580 во Флоренции по инициативе композитора и мецената графа Дж. Барди, во дворце которого собирались видные деятели искусства и науки, и просвещённого любителя музыки Я. Корси (в его доме, после отъезда Барди в Рим в 1592, продолжались встречи участников Флорентийской камераты; отсюда её другое название — Камерата Барди — Корси).
Среди наиболее известных членов Флорентийской камераты — поэты О. Ринуччини, Г. Кьябрера, П. Строцци, певцы и композиторы Дж. Каччини, Я. Пери, В. Галилеи, Дж. Дони, К. Мальвецци, П. Делла Валле. Возникновение Флорентийской камераты во многом подготовила деятельность филолога, историка, знатока античных учений о музыке Дж. Меи. В своих исследованиях он дал теоретическое обоснование путей развития новой музыки, оказав большое влияние на формирование взглядов В. Галилеи, Дж. Барди и др.
Представители Флорентийской камераты стремились возродить принципы античного музыкального искусства, с которыми были знакомы по теоретическим трактатам. Выступали против полифонического пения, за возобновление древне-греческой трагедии на основе монодического склада (см. Монодия), считали, что музыка должна подчиняться поэзии, следовать за поэтическим текстом, усиливать его эмоциональное воздействие, добивались синтеза поэзии и музыки.
Эстетические воззрения участников Флорентийской камераты нашли отражение в труде Галилеи «Диалог о древней и новой музыке» (1581), ставшем своего рода программой деятельности Флорентийской камераты, и в предисловии к сборнику одноголосных мадригалов Каччини «Новая музыка» («Le nuove musiche», 1601). С самого начала деятельности члены Флорентийской камераты осуществляли постановки театрализованных мадригалов, интермедий, пасторалей на античные сюжеты. Здесь формировался новый музыкально-декламационный стиль (Stile rappresentativo) — монодия с гармоническим сопровождением (по цифрованному басу), противостоявшая господствовавшей полифонической музыке. Образцами музыкальной декламации с инструментальным сопровождением стали сочинения Галилеи «Песня графа Уголино» («Жалоба Уголино»; текст из «Божественной комедии» Данте) и «Плач пророка Иеремии» (исполнены во дворце Барди в 1581).
В Флорентийской камерате родилась идея создания нового музыкально-театрального жанра (первоначально назывался «Драма на музыке» — «Drama per musica»; см. Опера), основанного на сочетании сценического действия с сольным пением; при этом во главу угла ставились ясность декламации, приоритет поэзии.
Первыми операми принято считать сочинения Пери на слова Ринуччини — «Дафна» (совместно с Каччини; 1592, пост. в 1597 в доме Корси; не сохранилась) и «Эвридика» — первый известный и наиболее яркий из дошедших до нас образцов (поставлена в 1600 в палаццо Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи и франц. короля Генриха IV; исполнялась в сопровождении инструментального ансамбля, партию Орфея пел Пери). На то же либретто написал оперу Каччини (поставлена в 1602). В предисловиях к партитурам композиторы изложили своё понимание нового стиля (Пери был более последователен в проведении идеи «Drama per musica»). В 1605 исполнялась опера Каччини «Похищение Кефала» на либретто Кьябрера. Вслед за ними появился ряд муз. драм, сочинённых в новом стиле, соединившем муз. декламацию нового типа с песенной мелодией.
Деятельность Флорентийской камераты подготовила один из наиболее значительных переломов в истории музыкального искусства — переход от полифонического стиля к гомофонному; от неё ведёт своё начало жанр оперы, а также такие важные для последующего времени жанры, как оратория и кантата.
Литература: Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789, М.-Л., 1940, с. 199–207; Шестаков В., (Вступ. ст.), в кн.: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков, М., 1971, с. 13–17; Gаlilеi v. , Dialogo delia musica antica et della moderna, Firenze, 1581, факсим. изд., N. Y., 1967 (Monuments of music and music literature in facsimile, ser. 2, No 20); Vogel E., Marco da Gagliano. Zur Geschichte des Florentiner Musiklebens von 1570–1650, Lpz., 1890; Sоlerti A., Le origmi del melodramma, Torino, 1903; eго жe, Gli albori del melodramma, v. 1–3, Palermo-Mil., 1904–05; его жe, Musica, Ballo e Dramatica alla corte Medicea dal 1600 al 1637, Firenze, 1905; Rolland R., L’opera au XVII siecle en Italie, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du conservatoire, fondateur A. Lavignac, partie I (v. 1), P., 1914 (рус. пер. — Роллан Р., Опера в XVII в. в Италии…, М., 1931); Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Martin H., La «Camerata» du comte Bardi et la musique florentine du XVI siecle, «Revue de musicologie», 1932, No 42–44, 1933, No 46–47; Fano F., La camerata fiorentina: Vincenzo Galilei, в сб.: Istituzioni e monumenti dell' arte musicale italiana, v. 4, Mil., 1934; Ghisi F., Alle fonti della monodia, Mil., 1940: Rirоtta N., Tragedie et comedie dans la Camerata Fiorentina, в сб.: Musique et poesie au XVI siecle, P., 1954, p. 287–97; его же, Temperaments and tendencies in the Florentine camerata, «MQ», 1954, v. 40, No 2; Сrосе В., Storia dell’eta barocca in Italia, Bari, 1957, p. 350–357; Zoltai D., Ethos und Affekt, Bdpst-В., 1970 (рус. пер. — Золтаи Д., Этос и аффект, М., 1977, с. 174–93).
А. Т. Тевосян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.