Флорентийская камерата (итал. Camerata Fiorentina; от camerata — компания, корпорация) — содружество гуманистов-философов, поэтов, музыкантов и любителей музыки. Возникла около 1580 года во Флоренции по инициативе композитора и мецената графа Дж. Барди, во дворце которого собирались видные деятели искусства и науки, и просвещённого любителя музыки Я. Корси (в его доме, после отъезда Барди в Рим в 1592, продолжались встречи участников Флорентийской камераты; отсюда её другое название — «Камерата Барди — Корси»).
Среди наиболее известных членов Флорентийской камераты — поэты О. Ринуччини, Г. Кьябрера, П. Строцци, певцы и композиторы Дж. Каччини, Я. Пери, В. Галилеи, Дж. Дони, К. Мальвецци, П. Делла Валле. Возникновение Флорентийской камераты во многом подготовила деятельность филолога, историка, знатока античных учений о музыке Дж. Меи. В своих исследованиях он дал теоретическое обоснование путей развития новой музыки, оказав большое влияние на формирование взглядов В. Галилеи, Дж. Барди и др.
Представители Флорентийской камераты стремились возродить принципы античного музыкального искусства, с которыми были знакомы по теоретическим трактатам. Выступали против полифонического пения, за возобновление древне-греческой трагедии на основе монодического склада (см. Монодия), считали, что музыка должна подчиняться поэзии, следовать за поэтическим текстом, усиливать его эмоциональное воздействие, добивались синтеза поэзии и музыки.
Эстетические воззрения участников Флорентийской камераты нашли отражение в труде Галилеи «Диалог о древней и новой музыке» (1581), ставшем своего рода программой деятельности Флорентийской камераты, и в предисловии к сборнику одноголосных мадригалов Каччини «Новая музыка» («Le nuove musiche», 1601).
С самого начала деятельности члены Флорентийской камераты осуществляли постановки театрализованных мадригалов, интермедий, пасторалей на античные сюжеты. Здесь формировался новый музыкально-декламационный стиль (Stile rappresentativo) — монодия с гармоническим сопровождением (по цифрованному басу), противостоявшая господствовавшей полифонической музыке.
Образцами музыкальной декламации с инструментальным сопровождением стали сочинения Галилеи «Песня графа Уголино» («Жалоба Уголино»; текст из «Божественной комедии» Данте) и «Плач пророка Иеремии» (исполнены во дворце Барди в 1581).
В Флорентийской камерате родилась идея создания нового музыкально-театрального жанра (первоначально назывался «Драма на музыке» — «Drama per musica»; см. Опера), основанного на сочетании сценического действия с сольным пением; при этом во главу угла ставились ясность декламации, приоритет поэзии.
Первыми операми принято считать сочинения Пери на слова Ринуччини — «Дафна» (совместно с Каччини; 1592, поставлена в 1597 в доме Корси; не сохранилась) и «Эвридика» — первый известный и наиболее яркий из дошедших до нас образцов (поставлена в 1600 в палаццо Питти по случаю бракосочетания Марии Медичи и французского короля Генриха IV; исполнялась в сопровождении инструментального ансамбля, партию Орфея пел Пери). На то же либретто написал оперу Каччини (поставлена в 1602). В предисловиях к партитурам композиторы изложили своё понимание нового стиля (Пери был более последователен в проведении идеи «Drama per musica»). В 1605 исполнялась опера Каччини «Похищение Кефала» на либретто Кьябрера. Вслед за ними появился ряд музыкальных драм, сочинённых в новом стиле, соединившем музыкальную декламацию нового типа с песенной мелодией.
Деятельность Флорентийской камераты подготовила один из наиболее значительных переломов в истории музыкального искусства — переход от полифонического стиля к гомофонному; от неё ведёт своё начало жанр оперы, а также такие важные для последующего времени жанры, как оратория и кантата.
А. Т. Тевосян
Музыкальная энциклопедия