
Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных — одно из крупнейших высших музыкально-педагогических учебных заведений в СССР.
Создан в 1944 в Москве на базе Училища им. Гнесиных (открыто в 1895 в Москве Еленой Фабиановной Гнесиной и её сестрами Евгенией и Марией). Училище в своей работе руководствовалось лучшими традициями русской музыкальной педагогики. Среди первых педагогов, кроме основательниц, были их младшие сестры — Елизавета и Ольга, а также Р. М. Глиэр, А. Т. Гречанинов, Г. Э. Конюс, Е. А. Бекман-Щербина и др. Училище поддерживали передовые музыканты, учёные, музыкальные критики — В. И. Сафонов, Н. Д. Кашкин, С. Н. Кругликов, Ю. Д. Энгель.
В 1917, после Октябрьской революции, училище стало государственным (с 1925 — музыкальный техникум, с 1936 — училище), его директором была назначена Елена Гнесина. Были созданы новые классы и отделы — сольного пения, теории музыки, композиции и др., увеличилось количество обучающихся; преподавательский состав пополнился крупными музыкантами, в их число M. Ф. Гнесин (брат основательниц), М. В. Иванов-Борецкий, В. Л. Кубацкий, В. И. Садовников, М. И. Табаков, О. Ф. Федоровская и др. Среди воспитанников — Л. Н. Оборин, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников и др.
Высокий профессиональный уровень училища создал возможность открытия на его базе института (1944), основная задача которого — подготовка преподавателей для средних и высших музыкальных учебных заведений. С момента основания института директором была Елена Гнесина. Она же возглавляла кафедру специального фортепиано. Другими кафедрами заведовали: Н. И. Сперанский (сольное пение), С. М. Козолупов (струнные инструменты), М. И. Табаков (духовые инструменты), К. Б. Птица (хоровое дирижирование), В. Э. Ферман (история музыки), С. С. Скребков (теория музыки), M. Ф. Гнесин (композиция).
Среди педагогов — профессора Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, А. И. Ямпольский и др. С 1953 Елена Гнесина — художественный руководитель Института (до 1967), директор — Ю. В. Муромцев, с 1970 ректор — В. Н. Минин. В разные годы в институте преподавали: М. И. Гринберг, Т. Д. Гутман, А. Л. Иохелес, И. И. Михновский (фортепиано); П. А. Бондаренко, М. И. Фихтенгольц (скрипка); А. К. Власов, А. Я. Георгиан, А. П. Стогорский (виолончель); В. В. Хоменко (контрабас); И. Ф. Пушечников (гобой); Я. Ф. Шуберт (фагот); Г. Г. Аден, Н. А. Вербова, Н. Д. Шпиллер (сольное пение); В. О. Берков, А. А. Иконников, Б. В. Левик, Г. И. Литинский, М. С. Пекелис, Ю. Н. Тюлин, Ф. Е. Витачек (теория и история музыки); Н. И. Пейко, А. И. Хачатурян (композиция); А. А. Юрлов (хоровое дирижирование); А. Д. Готлиб (камерный ансамбль); Т. А. Делициев (оперный класс); А. Д. Алексеев (история фортепианного искусства, теория пианизма) и др.
В институте ведётся подготовка по специальностям: фортепиано, все инструменты симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, сольное пенис, хоровое дирижирование, теория и история музыки, композиция. В 1975 работают следующие кафедры: специального фортепиано, скрипки и альта, виолончели, контрабаса и арфы, духовых инструментов, камерного ансамбля, дирижирования, вокальная, оперная, хорового дирижирования, народных инструментов, истории музыки, гармонии и сольфеджио, полифонии и анализа форм, композиции, общего фортепиано, педагогики, общественных наук, иностранных языков.
При институте существует средняя специальная музыкальная школа, основная задача которой — подготовка наиболее одарённой молодёжи для поступления в институт. В учебном процессе большое место отводится педагогике, психологии, методике преподавания, педагогической и лекторской практике.
В институте имеются студенческие симфонический и камерный оркестры, хор, а также народный хор, оркестр русских народных инструментов, камерные (фортепианный ансамбль, квартетный) и оперный классы. В течение учебного года оркестры и хоры дают открытые концерты. Ежегодно в институте проводится конкурс, посвященный годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, на лучшее исполнение советской музыки. Наиболее одарённые студенты отбираются на всесоюзные и международные конкурсы музыкантов. Среди лауреатов международных конкурсов — многие воспитанники института.
В 1948 при институте создана аспирантура. В том же году открыто заочное отделение, в 1961 — его филиал в Уфе, на базе которого в 1969 организован Институт искусств в Уфе (основной преподавательский состав сформирован из окончивших заочное отделение). Педагогами института создаются многочисленные научные исследования, монографии, методические разработки, учебники, пособия (многие специально для студентов-заочников).
В институте организован методический центр по разработке и изданию учебно-методической литературы для заочного музыкального образования в СССР, который подготовил и издал большое количество материалов, в т. ч. озвученных учебных пособий.
Систематически издаются «Труды» института (с 1959), в которых помещаются научно-методические и научно-исследовательские работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов.
В институте существуют 3 лаборатории: изучения народной музыки (при кафедре истории музыки), физиологии пения и вокальной методики, применения технических средств в музыкальном образовании. Ежегодно фольклорная лаборатория организует студенческие экспедиции в края и области страны для сбора, записей и расшифровки образцов народной музыки (собранные и обработанные материалы публикуются в сборниках). Лаборатория вокальной методики ведёт экспериментальную работу по объективному исследованию певческого процесса. Лабораторией технических средств обучения созданы озвученные учебные пособия. Совместно с фирмой «Мелодия» выпущены грампластинки с записями уроков Елены Гнесиной, Г. Г. Нейгауза. А. Л. Иохелеса, Т. А. Докшицера и др.
Воспитанники института, обладающие яркими исполнительскими данными, наряду с педагогической работой занимаются творческо-исполнительской деятельностью в филармониях, оперных театрах, концертных организациях. Среди них — народные артисты СССР дирижёр E. Ф. Светланов (окончил институт как пианист), певцы З. Долуханова, Е. М. Беляев, А. Т. Сергеев и др.
В 1958 был построен концертный зал института (на 476 мест). В 1970 при институте организован Мемориальный музей-квартира E. Ф. Гнесиной.
Литература: Сорок лет Московского государственного муз. техникума им. Гнесиных, 1895–1935, (сб.), М., 1935; Пятьдесят лет Государственного музыкального училища имени Гнесиных. 1895–1945, (сб.), М.-Л., 1945; Труды музыкально-педагогического института имени Гнесиных, вып. 1–17, М., 1959–75.
Ю. В. Муромцев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
В 1992 г. Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных преобразован в Российскую академию музыки имени Гнесиных.