
Ханникайнен, Тауно (фин. Tauno Hannikainen; 26 II 1896, Ювяскюля — 12 X 1968, Хельсинки) — финский дирижёр и виолончелист. Сын известного финского хорового дирижёра и композитора, ученика Э. Г. Мелартина — Pекка Юхани Ханникайнена (1854–1924).
Учился игре на виолончели и дирижированию в Хельсинки (1914–17), совершенствовался как виолончелист под руководством П. Касальса в Париже (1921), продолжал занятия в Вене, Берлине и Милане (1924–30). В 20-е гг. вместе со своими братьями — пианистом Тойво Ильмари Ханникайненом и скрипачом Арво Сакари Ханникайненом — выступал в составе фортепианного трио, получившего известность.
Был дирижёром оперного театра в Хельсинки (1922–27) и городского симфонического оркестра в Турку (1927–39). В 1941–50 дирижировал американскими симфоническими оркестрами в Дулуте (1942–47), Чикаго (в 1947–50 помощник дирижёра А. Родзинского и с 1948 2-й дирижёр), Уэстшоре (1949–51) и др. Возглавлял городской симфонический оркестр в Хельсинки (1951–63), руководил также организованным им там же молодёжным симфоническим оркестром и смешанным Академическим хором.
С 1955 часто гастролировал в СССР, приезжал в Москву и в качестве члена жюри и гостя нескольких международных конкурсов им. П. И. Чайковского. После 1963 выступал как дирижёр лишь эпизодически. В 1963–66 директор музыкального училища в Турку.
Как дирижёр Ханникайнен отличался пластичностью жеста, некоторой эмоциональной сдержанностью при выразительности исполнения, продуманности трактовок. Был выдающимся интерпретатором музыки Я. Сибелиуса, сочинения которого составляли основу его обширного репертуара.
Г. Я. Юдин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Тауно Ханникайнен был, пожалуй, самым известным дирижером Финляндии. Его творческая деятельность началась еще в двадцатые годы, и с тех пор он играл важную роль в музыкальной жизни своей страны. Один из представителей потомственной музыкальной семьи, сын известного хорового дирижера и композитора Пекка Юхани Ханникайнена, он окончил консерваторию в Хельсинки по двум специальностям — виолончели и дирижированию. После этого Ханникайнен брал уроки у Пабло Казальса и вначале выступал как виолончелист.
Дирижерский дебют Ханникайнена состоялся в 1921 году в оперном театре Хельсинки, где он затем дирижировал многие годы, а за пульт симфонического оркестра Ханникайнен впервые встал в 1927 году в городе Турку. В тридцатые годы Ханникайнен успел завоевать признание на родине, выступая в многочисленных концертах и спектаклях, а также играя на виолончели в трио «Ханникайнен».
В 1941 году артист переехал в США, где прожил десять лет. Здесь он выступал с лучшими оркестрами страны, и именно в эти годы в полной мере развернулось его дарование. Последние три года пребывания за океаном Ханникайнен занимал пост главного дирижера Чикагского оркестра. Вернувшись затем на родину, он возглавил Хельсинкский городской оркестр, значительно снизивший за годы войны свой художественный уровень. Ханникайнен сумел быстро поднять коллектив, а это, в свою очередь, внесло новую струю в музыкальную жизнь финской столицы, привлекло внимание хельсинкцев к симфонической музыке — зарубежной и отечественной.
Особенно велики заслуги Ханникайнена в пропаганде на родине и за рубежом творчества Я. Сибелиуса, одним из лучших интерпретаторов музыки которого он являлся. Велики также достижения этого артиста в музыкальном воспитании молодежи. Еще находясь в США, он руководил молодежным оркестром, а вернувшись на родину, создал подобный коллектив и в Хельсинки.
В 1963 году Ханникайнен оставил руководство Хельсинкским оркестром и ушел на пенсию. Однако он не прекращал гастрольной деятельности, много выступал и в Финляндии, и в других странах. С 1955 года, когда дирижер впервые побывал в СССР, он почти ежегодно посещал нашу страну как гастролер, а также как член жюри и гость конкурсов имени Чайковского.
Ханникайнен концертировал во многих городах СССР, но особенно тесное сотрудничество сложилось у него с оркестром Ленинградской филармонии. Сдержанная, полная внутренней силы дирижерская манера Ханникайнена полюбилась советским слушателям и музыкантам. Наша печать неоднократно отмечала достоинства этого дирижера как «проникновенного истолкователя классической музыки», с особым блеском исполнявшего творения Сибелиуса.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.