Хорватская музыка

Категории словаря

Хорватская музыка

Важное место в музыкальной культуре Хорватии занимает музыкальный фольклор, широко используемый и в профессиональной музыке. Его древнейшие песенно-танцевальные формы зародились в обрядах переселившихся на Балканы в 7 в. древних славянских племён. Ритуальные, эпич., плясовые, лирич. и др. песни имеют областные различия. Наибольшим нац. своеобразием обладают нар. песни центр. районов Хорватии. У жителей побережья Адриатич. моря они близки к итал. нар. песням, в сев. областях — к альпийскому муз. фольклору, в Меджимурье — к старинным венг. крестьянским песням. Древнейшие формы нар. творчества сохранились в самобытном муз. фольклоре жителей Истрии. Для хорв. нар. песен характерны 7-ступенные натуральные лады, иногда пентатоника, встречается ладовая переменность, богатая ритмика отличается разнообразием (в плясовых напевах часты синкопы), применяются также переменные размеры. Большое распространение получили разл. виды коло (песенно-танц. жанр).

Первые памятники проф. муз. культуры — культовые соч., возникшие в 10 в. в монастырях Далмации (побережье Адриатич. моря). Не будучи зависимой от Турции, как др. районы страны, она поддерживала связь с Италией; поэтому в светском проф. муз. иск-ве Далмации ощутимо воздействие итал. музыки, особенно в Дубровнике — крупнейшем культурном центре Далмации. С 16 в. здесь ставились пасторали, драм. игры с пением и плясками, мистерии, литургич. драмы, в 16–18 вв. — пьесы с муз. номерами. Среди композиторов 16–17 вв., работавших в городах Далмации, выделяются хорваты А. Патриций, Ю. Скьяветич, В. Елич, особенно И. Лукачич (сб.: мотетов «Духовные песнопения» — «Sacrae cantiones», 1620) и итальянец Т. Чеккино (жил в Сплите; церк. и светская вок.-инстр. музыка). Их соч., издававшиеся в Венеции (Далмация с 1420 находилась под господством Венецианской республики) и исполнявшиеся хорв. музыкантами, свидетельствуют о высоком уровне муз. культуры, в т. ч. муз. исполнительства в Далмации того времени. Мн. хорв. музыканты 18 в. были известны и за рубежом. В их числе — Н. Степан (прозвище — Спадина; его сонаты для 1 и 2 скрипок с basso continuo опубликованы в Париже и Лондоне), врач и собиратель нар. песен, органист и комп. Ю. Байамонти (оратория, симфония, культовые хор. соч., произв. для органа), И. М. Ярнович, долгое время живший в Англии и России, концертировавший в странах Европы, скрипач-виртуоз и композитор (скрипич. сонаты и концерты, струн. квартеты, фп. соч.), отец и сын Л. и А. Соркочевичи, работавшие в Дубровнике (2-я пол. 18 — 1-я пол. 19 вв.; камерные и симф. соч., близкие по стилю музыке венских классиков).

В 19 в. центр муз. культуры переместился в сев. области Хорватии — выдвигается Загреб, где в 1797 открылся первый постоянный «Амадеев т-р» (существовал до 1834), на сцене к-рого выступали приезжие труппы (немецкие, итальянские).

Решающее воздействие на дальнейшее развитие X. м. оказал т. н. иллиризм (обществ.-политич. и культурное движение в Хорватии в 1830-40-х гг.), вызвавший подъём и муз. иск-ва. Пробудился интерес к нар. творчеству, нац. истории, развернулась просветит. деятельность хорв. музыкантов, возникли хор. об-ва, в т. ч. Нар. иллирийское хор. об-во (1839), появились массовые песни и др. произв., проникнутые нац.-патриотич. содержанием. Среди авторов популярных патриотич. песен и маршей того времени — Ф. Ливадич, ф. Пинтарич, И. Падовец, Ф. Русан, Ф. Покорный. Первый крупный хорв. проф. композитор — В. Лисинский, создатель нац. оперы (романтич. опера «Любовь и злоба», 1846; историч. драма «Порин», 1851, пост. в Загребе в 1897). В 1827 в Загребе группой любителей музыки создана первая в Хорватии значит. муз. организация — об-во «Музикферайн» (оно неоднократно переименовывалось; с 1925 наз. «Хрватски глазбени завод»), при к-ром в 1829 осн. муз. школа, затем любит. оркестр (участвовал в оперных спектаклях, к-рые ставились нем. и итал. труппами). В 1834 построено первое в Хорватии спец. театр. здание — Т-р на Марковой площади (позднее стал называться Хорв. нац. т-р). Здесь шли оперные и драм. спектакли. По инициативе деятелей иллиризма в т-ре исполнялись отрывки из пьес и опер на хорв. яз., между действиями звучали нац.-патриотич. песни, т. н. будницы. В 1840 пост. первый хорв. нац. муз. спектакль — героич. зингшпиль «Юран и Софья» Ливадича (текст И. Кукулевича-Сакцинского).

Насильственная германизация, тормозившая развитие нац. культуры, вскоре привела к закрытию нац. муз. и др. культурных учреждений и организаций. Развитие муз. иск-ва вызвал обществ.-патриотич. подъём нач. 1860-х гг.: возобновили работу старые хор. об-ва, возникли новые, сыгравшие важную роль в становлении нац. хорв. муз. культуры, среди к-рых «Зора» (Карловац, 1858), «Коло» (Загреб, 1862), «Кухач» (Осиек). В 1870-90-е гг. появились хор. об-ва в др. городах, в т. ч. первые рабочие хор. об-ва «Свобода» (1873) и «Слога» (1874) в Загребе, «Венец» (1886) в Вараждине; позже созданы об-ва «Младост» (1900), «Балкан» (1903), «Лисинский» (1910).

С 70-х гг. активизировалась творч. деятельность хорв. музыкантов. В 1878–81 основоположник хорв. муз. фольклористики, муз. историч. науки и критики Ф. Кухач опубликовал 4 сб-ка южнослав. нар. песен; он написал также ряд музыковедч. работ, посв. музыкантам-иллирийцам. Определяющее значение для хорв. муз. культуры этого времени имела деятельность композитора и дирижёра И. Зайца, возглавлявшего в 1870–89 первую постоянную хорв. оперную труппу при Хорватском национальном театре (с 1861 — государственный), преподавателя и директора муз. школы при муз. об-ве, носившем позже назв. «Хрватски глазбени завод»; он положил начало и проф. конц. жизни в Загребе, устраивал с 1871 симф. концерты силами оркестра оперного т-ра. В творчестве Зайца выделяется нац.-патриотич. опера «Никола Шубич Зриньский» (1876); среди др. его соч. хоры (ок. 200) и песни (ок. 170).

Оперная труппа (работала в Загребе с перерывами в 1889–94, 1902–09) постепенно достигла высокого художеств. уровня; ставились оперы В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини, П. И. Чайковского, Б. Сметаны и др. Период расцвета хорв. оперного т-ра (1894–1898) связан с деятельностью его рук. и дирижёра (с 1881) Н. Фаллера (ученик А. Брукнера, Ж. Массне и Л. К. Делиба). С 1895 т-р получил новое здание. Солистами вновь созданной в 1909 постоянной оперной труппы были М. Строцци, Й. Крижай, М. Вушкович, З. Кунц, А. Митронич, Д. Хржич, В. Энгель и др.

В нач. 20 в. в связи с возрождением идей иллиризма хорв. композиторы обратились к нац. тематике, разрабатывали фольклорные мотивы. Среди нац. опер — «Огонь» Б. Берсы (1906) и «Возвращение» Й. Хатзе (1911), в к-рых, однако, ощутимо влияние итал. веризма.

После образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918; с 1929 — Королевство Югославия) началось формирование хорв. нац. композиторской школы. Её утверждению способствовал общий подъём культурной жизни Хорватии в 1920-30-е гг., в т. ч. развитие муз. образования. Консерватория, организованная в 1916 на основе муз. школы при муз. об-ве «Хрватски глазбени завод», в 1920 стала государственной (с 1922 Муз. академия). Открылось неск. средних муз. школ в Загребе (в т. ч. «Лисинский», 1927) и др. городах. Организованы новые и реорганизованы ранее существовавшие исполнит. коллективы. В 1919 на базе оркестра Хорв. нац. т-ра создан филармонич. оркестр, получивший в 1920 назв. Загребской филармонии и занявший ведущее место в конц. жизни Хорватии. В 1928 осн. Хорв. филармонич. об-во, оказывавшее материальную поддержку оркестру и др. коллективам. Существовали симф. оркестры при об-ве «Хрватски глазбени завод» и Муз. академии; в 1929 осн. любительский оркестр при муз. об-ве «Меркур»; с 1919 выступал Загребский струн. квартет, в 30-е гг. приобрёл известность Загребский камерный оркестр. Организуются хор. об-ва: «Муз. об-во интеллектуалов» (1919), «Загребские мадригалисты» (1930), «Младост Балкан» (1930; объединило 2 ранее существовавших хор. об-ва). Расширяется муз.-издат. дело; выходит ряд муз. журналов, в т. ч. «Muzicka revija», «Jugoslovenski muzicar» (1923–41; с 1929 назывался «Muzicar») и др. В работе оперной труппы Хорв. нац. т-ра ощущался большой подъём, особенно в 30-е гг., когда её рук. был комп. К. Баранович (1929–40). Среди солистов выдвинулись певицы В. Ножинич, Н.Тончич, С. Юринац, певцы М. Радева, Й. Гостич, Т. Нералич, И. Франкл и др.

Ведущая роль в развитии нац. муз. культуры в 1920-30-е гг. принадлежала крупнейшим хорв. комп. К. Барановичу, Я. Готовацу и Й. Славенскому (с 1924 работал в Белграде). Они ввели в X. м. новые жанры — нац. комич. оперу («Стрижено-кошено» Барановича, 1932; «Эро с того света» Готоваца, 1935) и балет («Пряничное сердце» Барановича, 1935), программную орк. музыку и камерно-инстр. ансамбль (особенно известды инстр. произв. Славенского). В их творчестве получили дальнейшее развитие нац. традиции вок. и хор. музыки. Для муз. стиля этих композиторов характерно сочетание фольклорной основы с совр. приёмами письма; в ряде симф. произв. ощутимо влияние импрессионизма. Среди др. хорв. композиторов — Б. Берса (программные симф. поэмы), A. Добронич (оперы — комическая «Вдова Рошлинка», 1934; лирическая «Равноденствие», 1938), Ф. Лхотка (балет «Чёрт в деревне», 1935), К. Одак (опера, осн. на фольклоре Меджимурья, «Дорица танцует», 1934), B. Широла и др. В 30-е гг. выдвигается П. Марковац — муз.-обществ. деятель, коммунист, первый хорватский музыковед, опиравшийся в своих трудах на марксистский метод исследования.

В период 2-й мировой войны 1939–45 получили распространение массовые патриотич. партизанские, антифаш. песни, создававшиеся композиторами и безымянными авторами, мн. из к-рых находились в рядах нар.-освободит. армии или работали в подполье; среди них — И. Тиярдович, Н. Херцигоня, С. Златич, Н. Девчич, С. Бомбарделли, П. Марковац.

После образования ФНРЮ (1945; с 1963 — СФРЮ) X. м., как и др. области хорв. муз. культуры, переживает подъём. Открылись начальные и средние муз. школы в Загребе (3), Вараждине, Карловаце, Риеке, Сплите, Дубровнике и др. городах. Созданы оперные т-ры в Осиеке и Сплите, симф. оркестры Радио в Загребе, Риеке и Дубровнике, камерный оркестр «Загребские солисты», хор. об-во «Павао Марковац», «Владимир Назор», «Братство и единство» и др. в Загребе, «Единство» в Сплите и др., ансамбль нар. песни танца «Ладо». Стали регулярно выходить муз. журн. «Muzicke novine» (1946), «Muzika i skola» (с 1956) и др. Организованы союзы — хорв. композиторов, музыкантов-исполнителей, музыкантов- педагогов, фольклористов. Создан муз. отдел в Академии наук и иск-в Хорватии. Проводятся муз. фестивали, в т. ч. международные — «Дубровницкие летние игры» (с 1950), «Сплитские летние игры» (с 1954), «Загребский биеннале» (с 1961) и др. Среди композиторов кон. 1940-50-х гг. — Б. Папандопуло, М. Ципра, И. Брканович, Б. Белинский, C. Златич, И. Лхотка-Калинский, Н. Девчич, С. Шулек. Новые течения зап.-европ. музыки 50-х гг., в т. ч. авангардизм, отразились в соч. Б. Сакача, М. Келемена, И. Малеца. В 1960-70-е гг. выдвинулись комп. С. Хорват, А. Клобучар, Р. Радика, Д. Детони, И. Кульерич. Крупнейшие хорв. музыковеды — Й. Андрейс, В. Жганец, А. Видакович, К. Ковачевич, И. Суцичич. Среди исполнителей: дирижёры — Л.Матачич, М. Позаич, М. Хорват, М. Башич, А. Янигро, Н. Бареза; пианисты — Д. Гушич, И. Мачек, Ю. Мурай, М. Лоркович, Б. Мусулин, П. Гвоздич, В. Крпан; скрипачи — З. Балокович, И. Пинкава, Й. Клима, Т. Нинич; виолончелист В. Дешпаль; певцы — В. Руждьяк, Н. Путтар-Голд, М. Подвинец, Ф. Паулик, Н. Жунец, Б. Стилинович, М. Кларич, М. Радич, Р. Поспиш Балдани, Б. Рук-Фочич, Л. Молнар-Талайич.

Литература: Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Kuhao F., Prilog za poviest glasbe Juinoslovjenske, (Opis i poviest narodnih glazbala juinih Slovena), «Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti», 1877, kn. 38, 39, 41; 1878, kn. 45; 1879, kn. 50; 1882, kn. 62–63; Sirola В., Pregled povilesti hrvatske muzike, Zagreb, 1922; Zganес v., Narodne popijevke Hrvatskog Zagorja, t. 1–2, Zagreb, 1950–1952; его же, Odnos glagoljaskog crkvenog i svjetovnog narodnog pjevanja u kvarnerskom podrucju, в сб.: Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, Роrеc, 1970, Zagreb, 1972; Andreis J., Razvoj muzicke umjetnosti u Hrvatskoj, в кн.: Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962; Kovacevic К., The history of Croatian music of the twentieth century, Zagreb, 1967; его же, Die kroatische Musik des XX. Jahrhunderts, «Zvuk», 1967, No 77–78; eго же, Hrvatska glazba, в сб.: Hrvatska, Zagreb, 1972; Rithman D.С, Polifoni oblici druge kategorije u narodnoj muzici Hrvatske, в сб.: Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, Porec, 1970, Zagreb, 1972.

E. И. Гордина
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Отыгрыш Термины и понятия
Курай Национальные культуры

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Строчное пение Церковная музыка
Югославский балет Балет и танец
Лексикография музыкальная Термины и понятия
Ростов-на-Дону музыкальный Национальные культуры
Вступление Музыкальные жанры и формы
Конкурсы музыкальные Термины и понятия
Te Deum, Te Дeум Музыкальные жанры и формы
Маски Музыкальные жанры и формы
Рояль Музыкальные инструменты
Энармоника Теория музыки

Реклама