
Лондон, Джордж (англ. George London, настоящая фамилия Барнштeйн (Burnstein); 30 V 1920, Монреаль — 24 III 1985, Армонк, штат Нью-Йорк) — американский певец (бас-баритон). В 1935 поселился в США (Лос-Анджелес). Брал уроки пения у Р. Лерта. В 1941 дебютировал как оперный певец. Совершенствовался у Е. Розати и П. Новиковой.
В 1947 гастролировал по городам США в составе вокального трио «Бельканто» совместно с М. Ланца (тенор) и Ф. Йинд (сопрано). С 1949 был солистом Венской гос. оперы, приобрёл широкую популярность и в др. странах (в 1954 правительство Австрии присвоило Лондону почётное звание «камерный певец» — Kammersanger). В 1951 солист т-ра «Метрополитен-опера», где дебютировал в партии Амонасро («Аида»). В 1952 пел в театре «Ла Скала» (Милан); в 1960 выступал в СССР.
Исполнение Лондона характеризует высокая вокальная культура, оно отличается выразительной фразировкой, разнообразием тембровых и эмоциональных оттенков.
Среди партий: Дон Жуан, Борис Годунов, Евгений Онегин; Вотан («Валькирия»), Скарпиа («Тоска»), Голо («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси), Линдорф, Коппелиус, Дапертутто и доктор Миракль («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Эскамильо, Мефистофель и др.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Джордж Лондон — американский певец (бас-баритон). Родился в еврейской семье эмигрантов из России. Музыкальное образование получил в 1937—1939 гг. в Городском колледже Лос-Анджелеса, где занимался пением у Х. Штрелитцера, позднее (1947) брал частные уроки в Нью-Йорке у Э. Розати (педагог Б. Джильи и М. Ланца). В 1941—1945 гг. исполнял небольшие партии в операх и опереттах в Лос-Анджелесе. Первое значительное выступление на оперной сцене — в 1946 г. в Опере Сан-Франциско (заглавная партия в «Риголетто» Дж. Верди).
В 1951 г. Дж. Лондон дебютировал в «Метрополитен-опере» (Амонасро в «Аиде» Дж. Верди), где пел до 1966 г. в общей сложности около 270 раз. Большой диапазон голоса позволял ему исполнять как басовые, так и баритоновые партии. Репертуар Лондона отличался стилистической широтой, он обладал редкой способностью аутентично воплощать сценические образы, требующие от артиста помимо владения разными языками проникновения в национальную специфику: Фигаро и Граф Альмавива, Дон Жуан («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» В. А. Моцарта), Мандрыка («Арабелла» Р. Штрауса), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини, одна из самых известных его партий), Борис Годунов (одноимённая опера М. П. Мусоргского), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Яго («Отелло» Верди), Амфортас и Вольфрам («Парсифаль» и «Тангейзер» Р. Вагнера), 4 партии отрицательных персонажей в «Сказках Гофмана» Ж. Оффенбаха, Голо («Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно). В 1964 г. спел партию Абдула на американской премьере оперы Дж. К. Менотти «Последний дикарь».
С самого начала карьеры Дж. Лондон с равным успехом выступал на концертной эстраде, также в чрезвычайно широком стилистическом диапазоне. В 1947—1948 гг. гастролировал в Канаде и США в составе вокального трио Columbia Bel Canto (также известно как Bel Canto Trio) вместе с Ф. Йинд и М. Ланца, исполняя преимущественно итальянские оперные арии 19 в. В 1946 г. пел на премьере «Реквиема для любимых» (англ. «A Requiem for those we love») П. Хиндемита с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением автора. В 1950 г. исполнил сольную басовую партию в 8-й симфонии Г. Малера с оркестром под управлением Л. Стоковского (в 1962 её же — с оркестром под управлением Л. Бернстайна). В программы сольных концертов включал песни Ф. Шуберта и И. Брамса (на немецком языке), «Песни и пляски смерти» М. П. Мусоргского (на русском языке), шлягеры из бродвейских мюзиклов и негритянские спиричуэл.
Неоднократно гастролировал в Европе. В Венской государственной опере дебютировал в 1949 г. в партии Амонасро, в театре «Ла Скала» в 1952 г. — в партии Пизарро («Фиделио» Л. ван Бетховена). В сентябре 1960 г. с большим успехом выступил в московском Большом театре в заглавной партии оперы «Борис Годунов» Мусоргского (критика отмечала в том числе хорошее русское произношение), в октябре дал концерт в Большом зале Московской консерватории. В 1962 г. вновь пел партию Бориса на сцене Большого театра, тогда же участвовал в студийной записи оперы «Борис Годунов» с оркестром Большого театра под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева (аудиозапись опубликована на лейбле «Мелодия» в 1963). Постоянный участник (c 1951 по 1964) Байройтского фестиваля, где пел партию Амфортаса в «Парсифале» (одна из его лучших вагнеровских партий) и партию Голландца в «Летучем голландце». Участвовал в Глайндборнском, Эдинбургском (оба — 1950), Зальцбургском фестивалях (с 1952).
Источник: «Большая Российская энциклопедия»