Роберт Алоиз Мозер

Дата рождения
20.09.1876
Дата смерти
24.08.1969
Профессия
Страна
Швейцария

Мозер (Mоозер), Роберт Алоиз (нем. Robert Aloys Mooser; 20 IX 1876, Женева — 24 VIII 1969, там же) — швейцарский музыковед и музыкальный критик.

Прапрадед Мозера — Йозеф Антон Мозер (1731–92), прадед Жан Пьер Йозеф Алоиз Мозер (1770–1839) известны как органные мастера, дед Йозеф Мозер (1794–1876) — фортепианный мастер, отец Жан Луи Мозер (1830–1903) — фортепианный педагог. Мать — уроженка России (Юлия Запольская).

Учился в Женеве игре на органе (у О. Барблана) и фортепиано (у отца), теории музыки. В Петербурге брал уроки композиции (у М. А. Балакирева) и инструментовки (у Н. А. Римского-Корсакова), служил органистом во французской реформатской церкви (1897–1909), работал в Дирекции императорских театров (1899–1904), с 1897 сотрудничал как музыкальный критик в газете «Journal de St. Petersbourg» («Санкт-Петербургская газета»). Вернувшись на родину (1909), продолжил деятельность критика в газете «La Suisse» («Швейцария»), основал в Женеве «Четверговые прослушивания» («Auditions du jeudi», 1915–22), где исполнялись новинки современной музыки. Издавал «независимый музыкальный журнал» «Диссонансы» («Dissonances», 1923–46). Мозер активно пропагандировал современную музыку, его статьи собраны в 4 книгах (некоторые из статей посвящены русской музыке).

Во время пребывания в России собирал и изучал материалы по истории старинной русской музыки, результатом чего явилось несколько книг, содержащих много новых данных. Выделяется монументальный труд «Летопись музыки и музыкантов в России в XVIII столетии» (т. 1–3), в котором имеется большой фактический и иконографический материал. Свою ценную коллекцию русских музыкальных изданий (свыше 2000 томов) Мозер подарил Публичной и университетской библиотеке в Женеве.

Сочинения: L’opera comique francais en Russie au XVIIIe siecle, Gen., 1932, 1954; Un musicien espagnol en Russie…: v. Martin i Soler, «RMI», 1936, v. 40; L’apparition des oeuvres de Mozart en Russie, в cб.:Mozart-Jahrbuch 1967, Salzburg, 1968; Violonistes-compositeurs italiens en Russie au XVIIIe siecle, «RMI», 1938–50, (v.) 42–52; Operas, intermezzos, ballets, cantates, oratorios joues en Russie durant le XVIIIe siecle, Gen., 1945, 1964; Regards sur la musique contemporaine. 1921–1946, Lausanne, 1946; Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siecle, v. 1–3, Gen., 1948–51; Panorama de la musique contemporaine. 1947–1953, Gen., 1953; Aspects de la musique contemporaine. 1953–1957, Gen., 1957; Visage de la musique contemporaine. 1957–1961, P., 1962; в рус. пер. — Воспоминания о Феликсе Михайловиче Блуменфельде, в кн.: Музыкальное исполнительство. Шестой сб. статей, М., 1970.

Литература: Штейнпресс Б., Ветераны уходят, «МЖ», 1969, No 24.

Б. С. Штейнпресс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама