Мордовская музыка

Категории словаря

Мордовская музыка

Музыкальный фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно-угорской группы, славян и др. Однако при общих для многих народов чертах в песнях, в инструментальной музыке мордвы проявились характерные особенности. Типично применение в одной песне нескольких ладов в виде сопоставления и нередко в виде постепенного подключения их элементов в процессе развёртывания песни. При наличии общемузыкальных мелодических, метроритмических и структурных явлений в мордовской народной музыке сложилось самобытное многоголосие в рамках двух звукорядов ангемитонной пентатоники (ля-до-ре-ми-соль, соль-ля-до-ре-ми). Приводимый ниже пример иллюстрирует особого рода полный функциональный круг гармоний, где (условно): 1 — начальная тоника, 2 — субдоминанта, 3 — доминанта, 4 — заключительная тоника.

Особое место занимает субдоминанта — важнейшее гармоническое средство мордовского многоголосия, в народной песне она представлена различными вариантами полного и неполного вида в пределах октавы.

Для пентатонного морд. многоголосия специфично свободное чередование гармоний; цепь тяготений и разрешений при этом заменяется сопоставлением гармонических красок, постепенным подключением разновидностей того или иного созвучия. Этот тип гармонич. развёртывания включает и прерванные обороты, в к-рых тоника заменяется тонич. септаккордом, тонико-субдоминантовым созвучием или одним из вариантов субдоминанты.

В мордовской песенности сопоставление гармонических красок организуется ритмосинтаксисом мотивов и разделяется более или менее значит. цезурами. Особое значение приобретают серединные каденции; связанные с заключит. кадансом силой тяготения на расстоянии, они компенсируют разряжённость цепи созвучий и содействуют созданию формы.

Для многочисл. морд. нар. песен (особенно лирических) характерно чередование гармонич. и полифонич. склада в сфере пентатонного многоголосия. Инстр. нар. музыка мордвы включает исполнение песенных мелодий и танцевальных наигрышей.

Древнейший музыкальный инструмент — тростниковая свирель (нудей, нюди). Издавна бытуют самодельная скрипка (карьзе), пила; несколько позднее вошли в употребление гармонь, балалайка, гитара, мандолина, баян. Тростниковые свирели использовались в парном сочетании: одна для мелодии, другая для баса; усилителями звука служили изогнутые раструбы из коровьего рога или берёсты, в которые плотно вставлялись дудочки. Значит. интерес представляют плясовые наигрыши: «Зерезенька», «Старик-медведь», «Липонька», «По углу дома карабкается кошка» и др. Один из видных исполнителей нар. наигрышей на гармони — П. Рузманов.

В 1930-е гг. начала развиваться морд. проф. муз. культура. Её зачинатель — комп. Л. П. Кирюков, автор эпико-героич. муз. драмы «Литова» (1943, 2-я ред. 1959), опер «Несмеян и Ламзурь» (1944), «Нормальня» (1962), записей и обработок нар. песен, а также оригинальных песен, хоров, инстр. пьес. Многочисл. произв. для оркестра рус. нар. инструментов написал Л. И. Воинов — «Мордовскую рапсодию», «Мордовский марш», 2 концерта для балалайки с оркестром нар. инструментов, увертюру «1917 год». Воинов — талантливый исполнитель-виртуоз на балалайке. Комп. Г. Г. Вдовину принадлежат 2 симфонии, фп. концерт, симфонические увертюры, многочисл. инстр. пьесы, песни и др., Г. И. Сураеву-Королёву — оратория, струн. квартет, инстр. пьесы, песни, музыка для драм. т-ра и др.

В числе первых интерпретаторов морд. нар. песни — певец, засл. арт. РСФСР И. М. Яушев. Большой вклад в развитие нац. муз. культуры внёс Т-р оперы и балета в Саранске (работал в 1937–48), преобразованный в муз.-драматический, а в 1969 — в Т-р муз. комедии. В его репертуаре — произв. заруб., опереточной классики — Ф. Легар, И. Кальман, И. Штраус, К. Миллёкер и др., оперетты сов. композиторов — «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова, «Севастопольский вальс» К. А. Листова, «Восемнадцать лет» В. П. Соловьёва-Седого, «Мери Ив» В. И. Мурадели, «Девчонке было двадцать лет» А. Я. Эшпая и др.

В 1971 труппа пополнилась выпускниками Саратовского хореографического уч-ща.

В республике имеются (1975): Ансамбль песни и танца «Умарина», Муз. уч-ще им. Л. П. Кирюкова, Дом нар. творчества, при к-ром организован ансамбль песни и танца «Келу», 29 детских муз. школ, Объединение композиторов Морд. АССР. Функционируют многочисл. самодеятельные хор. коллективы, к-рые продолжают нар. традиции многогол. пения без сопровождения, обогащают нар. мелос интонациями и ритмами современности.

Среди деятелей муз. иск-ва: певцы — нар. арт. РСФСР Р. М. Беспалова, засл. арт. РСФСР M. H. Антонова, Д. И. Еремеев, В. П. Яковлев, нар. арт. Морд. АССР В. С. Киушкин, Е. А. Охотина, засл. деят. иск-в Морд. АССР В. А. Белоклоков, засл. арт. Морд. АССР П. В. Гордеев, Р. Н. Исаева, Л. И. Лимонникова, В. В. Медведский, А. В. Яшнов, засл. арт. Бурят. АССР Н. Г. Кочергина; дирижёр — засл. деят. иск-в Морд. АССР М. И. Фроловский; балетмейстер — засл. деят. иск-в Морд. АССР Е. С. Осмоловский; танцовщики — засл. арт. Морд. АССР Т. Н. Градусова, В. И. Кирюшкин, В. С. Учватов; художник — засл. деят. иск-в Морд. АССР Е. С. Никитина.

Литература: Урицкая Б. С., Музыкальная культура Мордовской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Мордовские народные песни, М., 1957; Сураев-Коpолёв Г. И., Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни, в кн.: Труды (научно-исследовательского института Мордовской АССР), вып. 26, серия филологическая, Саранск, 1964; Мордовские народные песни, Саранск, 1969.

Г. И. Сураев-Королёв
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Сонатно-циклическая форма Музыкальные жанры и формы
Temps lie, тан лиё Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Алфавит музыкальный Теория музыки
Контратенор (контртенор) Опера, вокал, пение
Альборада Музыкальные жанры и формы
Обертоны Теория музыки
Интерпретация Термины и понятия
Миннезингер Термины и понятия
Хоральная нотация Теория музыки
Микстуры Музыкальные инструменты
Флажолеты Термины и понятия
Flic-flac, флик-фляк Балет и танец

Реклама