Музыкально-этнографическая комиссия — научная организация, созданная в 1901 при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоявшего при Московском университете.
В состав комиссии входили учёные-этнографы и фольклористы — А. В. Марков, Н. А. Янчук (председатель комиссии), специалисты в области музыкального фольклора, в т. ч. Д. И. Аракишвили (Аракчиев), Е. Э. Линёва, А. М. Листопадов, А. Л. Маслов, В. В. Пасхалов, М. Е. Пятницкий, композиторы — П. И. Бларамберг, А. Т. Гречанинов (товарищ председателя комиссии), M. M. Ипполитов-Иванов, Вик. С. Калинников, А. Д. Кастальский, Н. С. Кленовский, А. Н. Корощенко, Н. В. Лысенко, С. И. Танеев, музыкальные деятели, учёные и критики — Н. Д. Кашкин, Г. Э. Кошос, И. В. Линаев, Ю. Н. Мельгунов, Ю. Д. Энгель, В. Л. Яворский, а также исполнители народной музыки, преимущественно певцы.
Комиссия ставила своей задачей собирание, изучение и пропаганду народной песни, музыкальное просвещение масс, демократизацию музыкального образования и музыкальной деятельности на основе широкого внедрения фольклора во все сферы музыкальной жизни. Деятельность комиссии носила просветительский характер, что сказалось в организации хоровых кружков для рабочих (Пречистенский хор под рук. Линёвой при Введенском народном доме), в создании Народной консерватории (с 1906, преподаватели Линёва, Энгель, Яворский, Танеев), Музыкального училища под рук. А. Л. Маслова и журнала «Музыка и жизнь» (1908–12).
Для научной деятельности комиссии характерно сочетание специальных фольклористических аспектов (собирание народной песни, её сохранение, аналитические задачи) с широким общественно-идеологическим подходом (освоение народной песни композиторами, трактовка её как живого проявления народного творческого начала, проблема исполнительства в музыкальном фольклоре).
Комиссия осуществила запись многочисленных народных напевов и начала их теоретическое исследование, распространила в России передовые методы записи напевов (фонограф), поставила на научную основу обработку народной песни и выдвинула проблему её концертного исполнения, способствовала включению народной песни в учебные программы консерватории. Музыкально-этнографическая комиссия проводила этнографические концерты, издавала научные труды и общедоступные музыкальные пособия, организовывала общедоступные музыкально-учебные заведения.
В 1921 комиссия была распущена, на её основе создана Этнографическая секция в системе Государственного института музыкальной науки (ГИМНа) под рук. В. В. Пасхалова, в которую вошёл ряд деятелей Музыкально-этнографической комиссии.
Работы Музыкально-этнографической комиссии и её членов: «Труды Музыкально-этнографической комиссии», т. 1–2, М., 1906–11; Линева Е., «Великорусские песни в народной гармонизации», вып. 1–2, СПБ, 1904–09; её же, «Всеобщая перепись народных песен в России», М., 1914; Маслов A., «Опыт руководства к изучению русской народной музыки», М., 1911; Янчук H. A., «Народная песня и её изучение», СПБ, 1914; его же, «О музыке былин в связи с историей их создания», в кн.: «Русская устная словесность», т. 2 — Былины. Исторические песни, под ред. М. Сперанского, М., 1919.
Литература: Канн-Hовикова Е. И., Собирательница русских народных песен Е. Э. Линева, М., 1952.
С. Н. Кондратьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.