Вера Николаевна Петрова-Званцева

Vera Petrova-Zvantseva

Дата рождения
12.09.1876
Дата смерти
11.02.1944
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
Россия, СССР
Вера Николаевна Петрова-Званцева

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Жена Н. Званцева. Род. в семье служащего. По окончании гимназии брала уроки пения у С. Логиновой (ученицы Д. Леоновой). С 1891 выступала в концертах. В апр. 1894 дала в Саратове концерт и на вырученные средства уехала продолжать учебу в Моск. конс. (по рекомендации В. Сафонова была сразу зачислена на 3-й курс в кл. В. Зарудной; гармонию изучала у М. Ипполитова-Иванова, сцен. мастерство — у И. Булдина).

Окончив конс., дебютировала в 1897 в партии Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки в Орле) Оперное товарищество Н. Унковского), затем выступала в Ельце, Курске. В 1898—1899 солистка Тифлис. оперы (худож. рук. И. Питоев). Осенью 1899 по рекомендации М. Ипполитова-Иванова была принята в Моск. частную рус. оперу, где, дебютировав в партии Любаши ("Царская невеста"), выступала до 1904. В 1901 вместе с Ипполитовым-Ивановым стала инициатором создания Товарищества Моск. частной оперы. В 1904—22 (с перерывами в сезонах 1908/09 и 1911/12) пела на сцене моск. Оперы С. Зимина. Гастролировала в Киеве (1903), Тифлисе (1904), Н. Новгороде (1906, 1908, 1910, 1912), Харькове (1907), Одессе (1911), в городах Поволжья (1913), Риге (1915), в Японии (1908, вместе с Н. Шевелевым), Франции и Германии.

Обладала мощным, ровным голосом теплого тембра и обширного диапазона (от ля-бемоль малой до си 2-й октавы), ярким артистическим темпераментом. Исп. отличалось свободой сцен. поведения, хотя порой игра приобретала черты экзальтации, особенно в драм. партиях. Худож. росту певицы во многом способствовал Н. Званцев, готовивший с ней партии. Репертуар арт. включал ок. 40 партий (исп. также сопрановые партии: Иоанны д'Арк, Заза, Шарлотта — "Вертер").

"Будет ли опера музыкальной драмой или она превратится в какую-либо иную форму искусства. Но когда слушаешь таких певиц, как Петрова-Званцева, — хочется верить, что опера останется не спортом, не состязанием певцов на силу голоса, не дивертисментом в костюмах, но глубоко содержательной, вдохновенной сценической формой театрального искусства" (Кочетов Н., "Моск. листок". 1900. № 1).

1-я исп. партий: Фрау Луизы ("Ася"), Кащеевны ("Кащей бессмертный"), Аманды ("Мадемуазель Фифи"), Катерины ("Страшная месть"), Зейнаб ("Измена"); в Москве — Маргареты ("Вильям Ратклиф"), Беранжеры ("Сарацин"), Дашутки ("Горюша"), Морены ("Млада"), Екатерины II ("Капитанская дочка"), Ноэминь ("Руфь"), Шарлотты ("Вертер"); на рус. сцене — Марги ("Роланда"), Зазы ("Заза"), Мюзетты ("Жизнь Латинского квартала").

Петрова-Званцева была одной из лучших интерпретаторов женских образов в операх Н. Римского-Корсакова: Кащеевны, Любаши ("Царская невеста"). Среди др. лучших партий: Солоха ("Черевички"), Княгиня ("Чародейка"), Марфа ("Хованщина"), Груня ("Вражья сила"), Зейнаб, Шарлотта ("Вертер"), Далила, Кармен (исп. ок. 1000 раз). По свидетельству критики, созданный ею образ Кармен "ознаменовал большой сдвиг в оперном театре, характерный для начавшейся в начале XX века борьбы за реализм на оперной сцене". Др. партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ангел, Избрана, Любовь, Иоанна д'Арк, Графиня ("Пиковая дама"), Ганна ("Майская ночь"), Любава, Лель, Рогнеда ("Рогнеда"); Амнерис, Азучена, Паж Урбан, Зибель, Лаура ("Джоконда").

Партнеры: М. Бочаров, Н. Веков, С. Друзякина, Н. Забела-Врубель, М. Максаков, П. Оленин, Н. Сперанский, Е. Цветкова, Ф. Шаляпин, В. Шкафер. Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Колонна, Н. Кочетова, Дж. Пагани, И. Палицына, Е. Плотникова.

Петрова-Званцева была также выдающейся камерной певицей. Неоднократно выступала в концертах с сольными партиями в кантатах И. С. Баха, участвовала в "Исторических концертах" С. Василенко с произв. Р. Вагнера. В сезонах 1908/09 и 1911/12 с большим успехом концертировала в Берлине (п/у С. Василенко), где исп. произв. рус. композиторов. Репертуар певицы включал также поэму "Вдова" С. Василенко (1-я исп., 6 февр. 1912, Берлин, п/у автора) и сольные партии в сюите "Заклинания" (1911), поэме "Жалобы музы" (1916) того же композитора. Певице посвятили свои романсы Н. Миклашевский ("О, не сердись", 1909) и С. Василенко ("Говори мне, мой милый", 1921). Один из последних концертов арт. состоялся в февр. 1927.

Ее искусство высоко ценили А. Аренский, Э. Колонн, С. Кругликов, А. Никиш, Н. Римский-Корсаков, Р. Штраус. Вела пед. деят-сть: рук. оперным кл. в моск. Нар. конс. в 1912—30 преподавала в Моск. конс. (с 1926 проф.), в конце 1920-х — 30-х гг. работала в техникумах им. В. В. Стасова и А. К. Глазунова (кл. сцен. постановки).

Ученики: Е. Богословская, К. Васькова, В. Волчанецкая, А. Глухоедова, Н. Дмитриевская, С. Крылова, М. Шутова. Записывалась на грампластинки (св. 40 произв.) в Москве ("Колумбия", 1903; "Граммофон", 1907, 1909), Петербурге ("Пате", 1905). Имеется портрет П.-З. худож. К. Петрова-Водкина (1913).

Лит.: Русский артист. 1908. № 3. С. 36—38; В. Н. Петрова-Званцева. (Некролог) // Литература и искусство. 1944. 19 февр.; Василенко С. Страницы воспоминаний. — М.; Л., 1948. С. 144— 147; Римский-Корсаков: Материалы. Письма. Т. 1—2. — М., 1953—1954; Левик С. Ю. Записки оперного певца — 2-е изд. — М., 1962. С. 347— 348; Энгель Ю. Д. Глазами современника" Избр. статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С. 197, 318, 369; Боровский В. Московская опера С. И. Зимина. — М., 1977. С. 37—38, 50, 85, 86; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 81—82, 104, 105; Россихина В. П. Оперный театр С. Мамонтова. — М., 1985. С. 191, 192, 198, 200—204; Мамонтов П. Н. Монография об оперной артистке Петровой-Званцевой (рук.) — в ГЦТМ, ф. 155, ед. хр. 133.

реклама

вам может быть интересно

Жюль Перро Танцовщики

рекомендуем

смотрите также

Реклама