Путевой распев

Категории словаря

Путевой распев - разновидность знаменного распева. Встречается в певч. рукописях с 16 в. До сер. 17 в. считался вершиной иск-ва церк. пения. В основе П. р. лежали видоизменённые попевки знаменного распева. Широкое применение своего рода "синкоп", а также длительностей, равных целой ноте и больших, придавало музыке характер торжественной медлительности. П. р. во время пасхального крестного хода пели стихиру "Воскресение твоё Христе спасе", а в праздник богоявления при "шествии на источники" - "водные" стихиры. В храме им пели "славники", во время к-рых совершался торжеств. вход духовенства в алтарь, и величания. Возможно, что связь этих песнопений с движением определила и само название распева. Иногда П. р. чередовался со знаменным и демественным. Первоначально П. р. записывали обычной знаменной нотацией, по мере же усложнения мелодики сложилась особая путевая нотация. П. р. не следует смешивать с ведущим голосом троестрочия, к-рый обозначался словом путь. Мелодия пути могла не принадлежать к П. р.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Смоленский С. В., О древнерусских певческих нотациях, (СПБ), 1901; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Gardner J., Das Problem des altrussischen Demestischen Kirchengesanges und seiner Linienlosen Notation, Mьnch., 1967.

H. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Дума Музыкальные жанры
Баритон Опера, вокал, пение

рекомендуем


Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Фокстрот Музыкальные жанры
Музыкальное воспитание Термины и понятия
Миниатюра Музыкальные жанры
Basso ostinato, бассо остинато Термины и понятия
Виолончель Музыкальные инструменты
Pas, па Балет и танец
En dedans, ан дедан Балет и танец
Поклон Балет и танец
Метроном Термины и понятия
Трезвучие Термины и понятия

Реклама