Путевой распев — разновидность знаменного распева. Встречается в певческих рукописях с 16 в. До сер. 17 в. считался вершиной искусства церковного пения.
В основе П. р. лежали видоизменённые попевки знаменного распева. Широкое применение своего рода «синкоп», а также длительностей, равных целой ноте и больших, придавало музыке характер торжественной медлительности. П. р. во время пасхального крестного хода пели стихиру «Воскресение твоё Христе спасе», а в праздник богоявления при «шествии на источники» — «водные» стихиры. В храме им пели «славники», во время к-рых совершался торжеств. вход духовенства в алтарь, и величания. Возможно, что связь этих песнопений с движением определила и само название распева. Иногда П. р. чередовался со знаменным и демественным. Первоначально П. р. записывали обычной знаменной нотацией, по мере же усложнения мелодики сложилась особая путевая нотация. П. р. не следует смешивать с ведущим голосом троестрочия, к-рый обозначался словом путь. Мелодия пути могла не принадлежать к П. р.
Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Смоленский С. В., О древнерусских певческих нотациях, (СПБ), 1901; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Gardner J., Das Problem des altrussischen Demestischen Kirchengesanges und seiner Linienlosen Notation, Munch., 1967.
H. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.